Наверх
Меню
Меню
Мнение эксперта
07/12
Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается
in art.jpg
in art.jpg

Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается

И кого из нонконформистов покупают лучше всего

Михаил Василенко

МИХАИЛ ВАСИЛЕНКО

соучредитель Аукционного Дома «Золотое Сечение»

Издание: Форбс

 

Есть в истории советского искусства темное пятно – нонконформисты, подпольные художники, деятельность которых считалась почти изменой родине. Их сажали в тюрьмы, им не давали возможности выставлять свои работы, ими пренебрегали и вешали на доску позора. Их и советскими не назовешь, поскольку от советского у них лишь название, но все же творили они во времена существования Советского Союза – в 60-70-х годах ХХ века.

Несмотря на запрещенность, написали украинские нонконформисты немало – десятки тысяч работ неразрешенной живописи и графики. Потом ее, правда, разрешили, но многие работы из мастерских художников к тому времени были раздарены, запылены, утеряны.

В Украине интерес со стороны коллекционеров к местному авангарду 1960-1970-х годов появился не так давно, всего около 8-10 лет назад. До этого времени рынка украинских шестидесятников практически не было. Впрочем, развитие было очень стремительным, в том числе в денежном выражении. За пару лет стоимость работ некоторых авторов выросла со $100 до $10 000. Сейчас есть собиратели, которые увлечены исключительно этим направлением. В их арсенале – коллекции из сотен произведений представителей школы нонконформизма.

Главные звезды

Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается

Фото М. Рыбака

В Украине существовало несколько основных центров андерграундной культуры. Первый и один из самых известных на всем постсоветском пространстве – Одесса. Главными фигурами школы одесских нонконформистов были: Александр Ануфриев, Людмила Ястреб, Валентин Хрущ, Станислав Сычев, Владимир Стрельников, Валерий Басанец, Олег Соколов. Летом 1967 года Сычев и Хрущ организовали первую в СССР заборную неразрешенную выставку у Оперного театра Одессы. Экспозиция навсегда узаконила творческий дуэт «Сычик + Хрущик». Они же стали одними из законодателей моды на запретные выставки, которые зачастую проходили в частных квартирах и домах и звались «квартирниками».

Аналогичные мероприятия проводила и другая школа шестидесятников – киевская. Правда, киевляне называли себя неформальными художниками, а не нонконформистами, и работы их отличались от творений одесситов. Если одесские нонконформисты ушли в абстрактное искусство, то у киевских было больше жанровых работ.

Одесские художники-нонконформисты существовали как целостная группа, а в других городах творческая художественная элита была более разрозненной. Штабом столичных художников считалась академия неформального искусства, которая базировалась в квартире художника Игоря Григорьева. Среди киевских шестидесятников самые известные имена: Алла Горская, упомянутый Игорь Григорьев, Виктор Зарецкий, Зоя Лерман, Борис Плаксий, Григорий Гавриленко, Иван Марчук, Галина Неледва, Виктор Рыжих, Валерий Ламах, Аким Левич, Анатолий Сумар, Эрнест Котков, Моисей Вайнштейн.

Почему мода на запрещенное искусство 1960-1970-х внезапно возвращается
Зоя Лерман

Фото puthudoznika.blogspot.com

Существовала еще и львовская школа. Там на пике популярности были: Роман и Маргит Сельские, Карл Зверинский, Зиновий Флинта. Все они серьезно повлияли на творчество художников западного региона.

На повестке дня

Интерес к андерграундному искусству со стороны коллекционеров в последние год-два подогревается соответствующими событиями в художественной жизни Украины. К примеру, в прошлом году вышла книга «Модернисты Одессы», куда вошли все нонконформисты этого города. В 2015-м опубликована книга «Искусство украинских шестидесятников». Тут охват шире – помимо Одессы, есть еще Киев, Львов, Ужгород, Харьков. Кстати, сейчас готовится к изданию еще одна книга про одесситов – с произведениями только из частных собраний.

В последнее время не забывают о неофициальных художниках частные галереи, и даже музеи национального масштаба. О востребованности говорят и аукционисты. Мол, шестидесятники всегда с хорошими торгами продаются. 

Несмотря на популярность последних лет, потенциал у андерграундного искусства огромен. Это, к слову, мировой тренд: мода на «послевоенное искусство».

Учитывая количество созданных в Украине произведений нонконформистов и неформальных художников, а также всеобщее внимание и признание, вторичный рынок украинского андеграунда вскоре вновь начнет расти. Речь в первую очередь, о стоимости работ. Ведь о художественной ценности и упоминать незачем: она всегда была на высоте.

комментарии
Календарь
20/06

 Микита Зігура НОВА АРХЕОЛОГІЯ 20 червня Mironova Foundation презентує персональний проект Микити Зігури «Нова археологія». Проект присвячений актуальній темі збереження навколишнього ...

20/06

З 20 червня  по 15 вересня 2019 р. Музей сучасного мистецтва України запрошує відвідати виставку «Літній щоденник». Музейна збірка. На виставці буде представлено «збірник вражень» ...

20/06

У мистецькому просторі АКТ на території Арт-завод Платформа відбудеться відкриття нової виставки, створеної у колаборації з молодим візуальним видавництвом BOOKSHA та об’єднанням УФА. 20 червня ...

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Проверочный код *
Восстановить пароль
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации. Вам будет отправлено письмо с дальнейшими рекомендациями.
Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: 044-331-51-21
Авторизация
Регистрация
* Обязательно для регистрации на ресурсе
** Обязательно для выставления лотов
Пароль должен иметь длину не менее шести знаков; содержать комбинацию как минимум из трех указанных ниже знаков: прописные буквы, строчные буквы, цифры, знаки препинания; не должен содержать имени пользователя или экранного имени.
Проверочный код
правила ресурса *
условия аукциона **