«Всякая всячина» Евгения Голубенко
«Всякая всячина»… всякая всячина… но она «пошла в дело», в некий «сор из которого рождается»… или всё же там работа с фактурой, коллажи.
Открытие одноименной выставки во Всемирном клубе одесситов, - пространстве весьма, небольшом, УЖЕ забитом всякой всячиной: от плакатов, фотографий до шкафов, набитых книгами.
Но если вы подумали, что людей жаждущих увидеть работы художника было недостаточно, то ошиблись и сильно, людей набилось тоже очень, очень много. Не помещались. Камер было множество! Ещё бы, в анонсе значилось: «художник-постановщик и сценарист многих фильмов Киры Муратовой, обладатель премий за…».
Подозрения были, что весь этот люд прибежал в надежде к Кире Георгиевне прислониться, и она была, и многие-таки «прислонялась». Более того, ради Жени Голубенко давала интервью!
Сам Евгений Голубенко заявил, что выставку посвящает 27-летию проживания ОКОЛО Всемирного клуба одесситов (?!), (хм, как то свойственно натурам артистическим, приврал). Ему ведь надо все эти творения иногда из мастерской своей вытаскивать, ибо их много. Много-много-очень много.
И тут мы подошли к теме «что и зачем», или «о чём рассказывается в данном произведении». «Что» - это техника коллажа. Берётся всё что угодно: пуговицы, шматы кровли, бусинки, СД диски, верёвочки, ниточки, дерева (сколков), пробки, раскатанного металла (якобы с крыши) и т.д., и т.п. Первая ассоциация: Параджанов! Что абсолютно верно (они с Муратовой и с Параджановым водились) и о чём не преминул упомянуть автор.
На этот раз в экспозиции доминировали кружева, Женя рассказывал, что они от его мамы. Но эта самая кровля, которая преобразована была в фактуру деревьев, и уж к ней добавлялось нечто ещё. Художник признавался, что фактура и ведёт его в создании работы. Коллаж – это в первую очередь работа с фактурой, в чём и заключено отличие (превосходство?) над живописью.
Потому о сюжетности говорить практически бессмысленно. Нет, идеи, «мысль» просматривается, хотя изображения людей отсутствовало. Нет, был найден один малюсенький человечек, причём в «ситуации», а не «человек как таковой».
Выступающие отсылали к Андерсоновской сказке о пуговице, сосед-профессор Андрей Боголюбский благодарил за полностью расписанный (высокий) подъезд, - вот где сюжетность скрыта! Потом от имени Украинского клуба было восхваление и вот тут я, как Уте Кильтер, и поскольку дело происходило во ВСЕМИРНОМ клубе одесситов, поведала всем, что мама Евгения Голубенко была немкой, Volksdeutsche. На что некоторые смутились, некоторые удивились, а другие приободрились.
НО, Евгения Голубенко отличает от большинства нынешних художников (и не только) артикулированная речь, которая, как известно, формируется степенью образованности. А уж в этом он точно преуспел, и не только в области киноискусства, изобразительного искусства, но и литературы.
Ах да, сами работы, коллажи, объёмны по фактуре и смысловой насыщенности, в этот раз выдвигался вперёд экологический аспект, невзирая на доминирование кружев. Они (работы) ироничны, саркастичны и… (почему-то) «радуют душу», а чего ещё пожелать в канун Нового года!
Текст и фото: Ute Kilter