Наверх
Меню
Меню
Интервью
02/09
В гостях у Нелли Исуповой. Часть 2
19.jpg
19.jpg
51.jpg
51.jpg
50.jpg
50.jpg
42.jpg
42.jpg
41.jpg
41.jpg
36.jpg
36.jpg
33.jpg
33.jpg
27.jpg
27.jpg
26.jpg
26.jpg
24.jpg
24.jpg
52.jpg
52.jpg
19.jpg
51.jpg
50.jpg
42.jpg
41.jpg
36.jpg
33.jpg
27.jpg
26.jpg
24.jpg
52.jpg

В гостях у Нелли Исуповой. Часть 2

Как проходят такие  выставки (современного искусства, см. часть 1) в Америке?

Это была огромная выставка функционального арта. Выставка проходила в культурном центре "Армори". Это бывшие армейские казармы, территория целого квартала, где галереи выставляют работы художников по прикладному искусству. Там было представлено много участников, мероприятие весьма престижное. Мы с сыном выставлялись вместе. Галереи берут 50% от стоимости предмета себе, но галеристы занимаются там абсолютно всем. Художник ничего не делает, только представляет свои работы. Работы там обычно покупают коллекционеры, быть коллекционером в Америке очень престижно. Очень хорошая была выставка.

В Таллине мы тоже были на выставке с Сергеем. У него вообще была интересная история. Он учился в Эстонии. Получил там эстонское гражданство за то, что внёс вклад в культуру Эстонии  (ещё на пятом курсе института его приняли в Союз художников Эстонии и дали эстонское гражданство). Он всегда много работал. Ещё после 3-го курса поехал  в Славянск, всё лето на  фарфоровом заводе делал свои работы. Вернулся осенью на учёбу в Таллин и сделал персональную выставку. Он вообще труженик. И сейчас он делает огромные работы. Он работает во всех странах мира: проводит мастер-классы, читает лекции, участвует в симпозиумах. В Валоресе недавно работал по 8 часов – лекции читал, проводил мастер-классы. Это место, где Пикассо в своё время в выделенном ему мэром города замке делал свою керамику.

        Работа Сергея Исупова в фарфоре 

В Валоресе фабрика фарфора. Теперь  все керамисты в Валоресе подражают Пикассо, это уже неинтересно, они делают одно и то же. Там проходила большая выставка, и Сергей на ней представлял одну из своих работ.

Да, так вот, он учился в Эстонии. Потом женился на американке и уехал в Америку. Она тоже керамистка, они в Дзинтари  познакомились. Три года они прожили, что-то у них не сложилось, хотя девочка она очень хорошая, два года назад она приезжала ко мне в Киев из Чикаго. Больше всего она переживала, что со мной не сможет общаться, мы с ней как сёстры. Она уже замужем, у неё двое детей. Она очень интересный художник, делает огромные инсталляции. Что-то из паутины, а потом тени от этой паутины, и получаются такие большие инсталляции.

 Работы Нелли Исуповой, выполненные в Прибалтике

Сергей много работал в Америке, он сделал себе имя, построил роскошный дом на берегу реки. Там раньше была старая мельница, река протекает через участок. Сергея пригласили в Прибалтику на мастер-класс, его там все знают и любят. Многие его однокурсники сейчас преподают в институте, в котором они все вместе учились.  Он приехал  и влюбился в женщину, с которой когда-то учился. Они поженились, когда Сергею было 46 лет – у них родилась дочь. Теперь они зимой живут в Нью-Йорке в доме, который построил Сергей, а лето проводят в Эстонии.

Есть у Вас свои секреты в работе? Из Ваших работ исходит энергетика, никому не присущая.

Я не работаю, когда у меня нет настроения,  или я плохо себя чувствую. Если я даже начинаю что-то в это время делать, у меня ничего не получается. Я работаю на подъёме и с удовольствием. Я леплю пальцами, мне надо, чтобы ощущалась моя энергия. Мой секрет вы видели – я делаю роспись своими "орудиями труда", спринцовками. Если узор тонкий, я вставляю соломинки. Можно использовать пластиковые соломинки, но с натуральными соломинками работать приятнее. Я ещё на заводе так работала.

Все Ваши работы яркие, расписанные сочными, звонкими красками.

Я не смешиваю краски, использую основные цвета. Вот только в Таллине была очень высокая температура (1500*C), краска выгорела. Платья и стулья немного "поплыли", они у меня осели.

Выглядит очень естественно, как будто так и надо – получился образ расслабленного человека, релаксирующего. У Вас несколько работ на эту тему, они объединены одним замыслом?

Это опять-таки Серёжа порекомендовал своим коллегам в Таллине, что мама – хороший керамист, они меня и пригласили. Там теперь каждый год собираются керамисты со всего мира, это в 17 километрах от Таллина. Отремонтировали старинный дворянский дом и сделали там Дом творчества, во дворе построили громадную печь, которая топится дровами.  Её надо сутки топить, чтобы поддерживалась нужная температура. Мы там все по три часа дежурили сменами по три человека. Женщины дежурили в конце, когда уже не нужно было закладывать крупные дрова.

                               Работы "прибалтийского" периода

Я приехала в Таллин и должна была работать в одной мастерской с американцем и Сергеем. Так получилось, что Сергей приехал за неделю до моего приезда. У него уже почти всё было сделано, он очень быстро работает,  он очень энергичный. У меня сразу как-то не клеилось, ничего не получалось. Я не знала, с чего начать, что делать. Туда приехали со всего мира! Все – знаменитые художники! У них у всех такие красивые каталоги... Дом, в котором мы расположились, находится в роскошном парке, который примыкает к лесу, рядом протекает река. Всё так размеренно – кувшинки, незабудки... Очень красивая природа. Я пошла на прогулку и прилегла на опушке леса. Лежу и думаю, что мне делать. Вдруг прилетела стая ворон. Как начали они орать. Перекрикивают друг друга... Они меня как с мёртвой точки сдвинули. Я говорю: "Так, я всё поняла. Надо действовать!"  И тут надо мной проплыло облако. Ну, прямо ангел надо мной пролетел! Я решила сделать перерыв и один день не работать. Через день Сергей с Кадри уехали, и мастерская осталась в моём распоряжении.

После перерыва я начала лепить с удвоенной энергией. Я там сделала 27 работ, правда, среди них были и маленькие. Когда Сергей с Кадри вернулись, то были удивлены, что я успела так много сделать.

На выставку я представила одну из своих композиций, которую назвала «Симпозиум». Это были 15 стульев с  разными платьями, которые я расставила по кругу. Это было интересно, люди приходили, смотрели, работа очень выделялась среди тех, что были представлены на выставке.

Остальные делали какие-то ящики с дырками. Вроде бы это и современная керамика, но всё это было очень скучно. Их керамика рассчитана только на технологию, а сердца в этих работах нет. Некоторые делали то, что я прошла уже очень давно. Оттиски на глиняном пласте листочков, палочек и т.д. Американец, с которым мы работали вместе, как раз делал очень интересные работы, он работает на гончарном круге. Предметы у него какие-то кривые и на самой глине вычерчены разные контуры, рисунки. Всё у него было такое свободное, лёгкое, живое.

Вы оттуда привезли какие-то новые идеи?

Нет, из того что там делали, мне мало что понравилось. Да и вообще я не люблю чужие идеи. Когда я хочу что-то чужое применить, у меня ничего не получается.

Там все были англо-говорящие. Я по-английски не говорю. Кроме Сергея, я ни с кем не могла общаться, была как в замкнутом пространстве. А когда он уехал, выяснилось, что напротив в мастерской работали девочки из Польши, они понимали по-украински. Я стала с ними по-украински разговаривать, контакт наладился. Я пошла в магазин, накупила сладостей, устроила чаепитие, после этого мы все начали общаться. И этот американец, с которым я в одной мастерской работала, оказался тоже очень интересным человеком. Мы с ним тоже подружились, он мне даже чашку свою подарил. Мы все там делали авторские чашки и обменивались ими.

Еще я сделала там ангела,  вылепила его из красной глины. После обжига он стал серебристым, я его там оставила. Когда я уже вернулась в Киев, мне оттуда позвонили и спрашивали, можно ли использовать фотографию моего ангела, чтобы во время какого-то перформанса использовать его проекцию у них в костёле.

Я хочу сказать, что не надо ничего бояться, высчитывать, планировать. Надо становиться и делать, что можешь! Но делать надо всё на полную силу. И при этом оставаться собой.

Вы ведь умеете шить. Это Вам помогает в Вашей работе?

Сейчас я уже сама не шью. Шила когда-то. Конечно, это помогает, надо знать, как всё разместить.

 

А Вы используете для расчётов какие-то измерительные инструменты – сантиметр, например, или линейку?

Да нет, всё делается "на глаз"! Всё уже заранее продумано внутри. Я не делаю эскизов, просто всё заранее продумано. Работа в голове уже создана  – ты знаешь, как ты присоединишь ручку и т.д. Ты полностью мысленно создаешь образ, а потом всё быстро материализуется. Кроме всего прочего, когда начинаешь лепить, всё может пойти по-другому. Тогда глина уже сама начинает вести.

А как Вы видите место художника, скульптора в современной жизни?

На протяжении всей своей жизни художник, скульптор что-то создаёт, и это для него – главное, всё остальное – второстепенное. Я просто творю. Когда мне люди говорят, что им нравится моё творчество, я счастлива. Мои предметы должны приносить эстетическое удовольствие. Когда у меня покупают работы, а потом звонят, благодарят – я очень рада. В эти моменты я думаю, что выбрала правильное место в жизни. Я всю жизнь занималась любимым делом, и мои работы вносят радость в жизнь людей.

Вы – очень современный человек. Вы участвуете в выставках, фестивалях наравне с Вашими детьми,  посещаете все новые выставки, пользуетесь интернетом, модно одеваетесь, вообще идёте в ногу со временем. Как Вам это удается, и было ли так всегда?

Так же как я ушла с завода, так же я ушла от своего мужа. Мы очень долго прожили вместе, но я поняла, что больше не могу, чтобы на меня давили, что больше не могу находиться в пространстве его энергетики. Он, конечно, переживал, но он сам дал для этого основания. Я всё оставила и ушла в эту мастерскую.

Вам не было страшно начинать всё сначала?

Нет, страшно не было. Было мучительно. Это была мощная энергетическая привязка. Мы прожили 40 лет. Из души шла такая пуповина, которую я пыталась "перерезать" сначала ножом – не получалось, потом бензопилой... Она утончалась. Работала здесь, в мастерской, мне надо было заработать на квартиру. Вот тогда я поставила задачу заработать! У меня, правда, и заказов было много в то время. Фирма "Nestlé" делала заказы. Они обычно поздравляют своих сотрудников с Рождеством. Их директор заказывал  у меня для подарков своим сотрудникам птичек – это их фирменный знак. Мне нужны были деньги, чтобы свободно работать и ни о чём не думать... Через четыре года я купила себе квартиру недалеко от мастерской. За это время "страсти" утихли, все успокоились...

  

Одна из ученических работ Нелли Исуповой еще под девичьей фамилией. Бережно хранимый раритет!

Но ведь у Вас была галерея "Триптих", это Вам помогало выжить?

"Триптих" был задолго до этого. Эта галерея была у нас с 1989 года. Мы хотели сделать альтернативу Союзу художников, это дало бы нам возможность  развиваться. Всё прикладное искусство было тогда в таком упадке... А мы как раз хотели сделать галерею прикладного искусства, чтобы показывать современное искусство, а не только орнаменты. Саша Миловзоров тогда делал ковку, были у нас ребята, которые занимались стеклом, ювелиркой, керамикой. Сначала это было Объединение "Триптих". В одной комнате стояла печь для обжига, станок для гобеленов, а в другой – мы выставляли свои работы. Нас было пять человек – все прикладники. Мы там же работали и выставлялись.

Но как раз произошёл раскол Советского Союза, начали появляться иностранцы. Они покупали наши работы, для них они стоили копейки. А потом 10 лет назад пришли эти бандиты из Донецка и сказали: "Мы эту вашу галерею забираем!" В галерее появились богатые молодые парни, для престижа им и нужна была галерея. Нина Лаптик  к тому времени уехала в Америку. Саша Миловзоров не возражал, чтобы отдать галерею (это не была наша собственность, она была в аренде), мой муж сказал, что ему она тоже не нужна. А я не захотела ставить свою подпись. Я сделала там всё своими руками, я создала имя, сделала вывеску, душу туда вложила... Я сказала: "Я не буду её отдавать! Я не буду подписывать никаких документов!" Эти, так называемые покупатели, пытались меня шантажировать, а потом предложили встретиться "наедине". Я согласилась, но с условием, что это будет на моей территории, в мастерской. Они думали, что "надавят на несговорчивую старуху"... А когда эти два амбала зашли в мою мастерскую, было заметно, как они "опадают", «сдуваются» на глазах... Они увидели мои работы и предложили мне остаться в "Триптихе". В итоге, мужская часть нашего коллектива сдалась и уступила место новым учредителям, а женский состав остался без изменений. Я для себя сказала: "Ничего, жизнь всё расставит на свои места".

В галерее я после всего этого числилась во владельцах чисто формально, почти там не появлялась. Я знала, что совесть моя чиста: я не сдалась, не предала галерею. Я была готова с ней расстаться. Это было около 6 лет назад. Я пришла домой и написала в своём альбомчике: "Всё равно галерея откроется! Там будет новая команда и молодой красивый директор! Меня туда пригласят! Я буду там выставлять свои работы!"

Проходит три года. Раздаётся телефонный звонок, и молодой мужской голос в трубке: "Я новый директор галереи "Триптих". Мы Вас приглашаем сделать выставку". Я быстренько нашла свою запись в альбомчике. Думаю: "Вот, всё сбывается!"

Не надо мне уже никакой галереи. Ко мне сюда все спокойно приходят. Когда меня приглашают – делаю выставку. Тогда мне это было нужно. У нас была семья, я туда много вложила... Мы все туда больше вкладывали, чем имели с неё. Мы даже не думали, чтобы что-то оттуда получить... Это было наше детище. У нас была очень хорошая команда. Но потом это всё распалось. Думаю, что те, кто ушли из галереи сразу, до сих пор обижаются, наверное, сами на себя – что отступили и сдались. Мы все иногда встречаемся, до сих пор очень ценю Сашу Миловзорова. Он, конечно, очень много сделал для всех нас, для современного искусства Украины.

Откуда у Вас это бесстрашие?

Не знаю, но в каких-то жизненно важных поступках я понимаю, что сдаваться нельзя! И когда с мужем разошлась, я сама ужасно страдала, потому что я его любила, и сейчас я его люблю. Но потом я его всё время мысленно ставила перед собой и ему говорила, какой он замечательный отец, как я счастлива, что он был в моей жизни, что я люблю его, что я прошу у него прощения. Он не ожидал, что я от него уйду. Но потом постепенно всё стало на свои места. Всё стало отлично. Там я "отработала". У меня уже по этому поводу не печёт в душе, что я что-то кому-то должна...

У Вас энергетика молодая. Как Вам это удаётся?

Как человек себя запрограммирует: молодая, красивая, здоровая, счастливая – так и будет! Так надо жить! Мы пришли на эту планету, чтобы радоваться жизни. Если ты радуешься, то и все вокруг тебя будут радоваться жизни!

Я занимаюсь йогой и занимаюсь внутренним совершенствованием, совершенствованием сознания. Йога совершенствует тело, а гимнастика сознания – это другое. Это внутренняя работа.  Когда твоё сознание меняется, ты осознаёшь себя, и ты живёшь в этом осознанном пространстве. Ты осознаёшь, что ты делаешь, о чём думаешь, что ты говоришь. Ты живёшь абсолютно честно с самим собой. У тебя нет никаких тайн, и ты не врёшь самому себе. Я открыта. Вот в октябре поеду на Тибет в сакральные места.
До этого я ездила в Индию. Первый раз поехал Илья с Ильей Чичканом и Машей, чтобы там на берегу океана писать работы. Им там очень понравилось, сняли виллу на берегу океана. Илья позвал меня с  Наташей приехать к ним. Когда мы приехали, мы были в восторге. Наташа осталась на той вилле, которую Илья снимал вместе с Чичканами, а мне приготовил сюрприз. Он говорит: "А тебя я повезу в рай". И привез меня в йога-центр. Это для меня был действительно рай. Я там со всеми раззнакомилась, а через две недели Илюша меня забрал. После этого я стараюсь каждый год ездить в Индию.

Как Вы восприняли революцию? Какую позицию должен занимать художник во время таких событий?

Художник должен быть очень спокоен и заниматься тем, чем может. Как только ты начинаешь беспокоиться, от этого ничего не меняется снаружи, ты только разрушаешь себя изнутри. Но если ты не можешь сохранять спокойствие, тогда иди и воюй! Если ты увлечён всем этим и переживаешь – иди и действуй! Если ты не можешь изменить ситуацию — будь спокоен! Просто занимайся своим делом! Делай так, чтобы это приносило пользу людям.

Люди должны быть осознанными. Они должны пропускать через себя информацию и не поддаваться на провокации. Сын и его семья – революционеры. Илья всё время стоял на Майдане, Наташа с детьми  готовили еду для протестующих. Люди вышли на Майдан, потому что не могли больше терпеть такое отношение к себе со стороны власти.

Сейчас в "Мыстецьком Арсенале" проходит выставка "Новая Украинская Мечта". Вам понравилось?

Да, конечно. Я была на открытии выставки. Там выставлена инсталляция Ильи – "Муравейник". У Ильи на примере муравейника показано, как может быть в организованном человеческом обществе. У муравьёв нет начальников. Каждый занят своим делом, но при этом они все выполняют общую задачу.  Инсталляция отображает один из аспектов любой мечты – созидание. Это ведь есть, по большому счету, Украинская мечта – создать новую страну.

Как раз на вернисаже выставки "Новая украинская мечта" нас угощали очень вкусным печеньем, при этом оно было так красиво оформлено. Вы спрашиваете, откуда идеи? А вот от желания сделать что-то лучше, чем увиденное. Почему я не могу сделать вкуснее и красивее? Сейчас Вы в этом убедитесь.

Беседа длилась не первый час, аппетита нам придавал не только вид ароматных и красиво оформленных печенюшек, но и красивая посуда. Хозяюшка приговаривала:

- Как же мы будем пить чай из тиражных простых чашек? Меня окружают вещи, которые я сама создаю или придумываю какие-то дизайнерские решения для других. Жить нужно среди красивых позитивных вещей, энергия от вас переходит к ним, от вещей – к другим людям.

Чай Нелли наливала из собственноручно сделанного чайника, а пили мы из авторских чашек. Все они были разные и очень красивые, немного озорные по расцветке. На столе красовались песочные диски, а посредине – ягодка. Были и сладости из Белоруссии (недавно приезжал брат – привёз гостинцы). За неторопливой откровенной беседой в её уютной мастерской время пролетело незаметно.

Мы постарались сделать как можно больше фотографий, чтобы передать атмосферу этого чудесного уголка, в котором живёт и работает эта замечательная художница, успех которой в том, что во всё, чего касаются её руки, она вкладывает душу. Будь-то чайники-растения, рыбы, стулья-платья, птицы или туфли-цветы – все они разлетаются в разные уголки нашей планеты, неся людям радость и вызывая улыбку!

На город спустилась прохлада, мы вышли на террасу. Перед нами открылась панорама вечернего Киева, утопающего в зелени, воздух лениво обдувал  цветы, за которыми ухаживает Нелли. В углу приютился скворечник, уже опустевший к июлю. Каждую весну скворцы выводят здесь своих птенцов, и родители гневно пытаются перепеть птиц, пение которых доносится из динамиков в мастерской. Тут же яблоня в кадке с двумя яблочками. Нельзя было не заметить недавно отцветший кактус, который выглядел очень  ухоженным и здоровеньким, сияющим от счастья!

Потом мы ехали домой, а в голове все прокручивался долгий рассказ Нелли – о себе, о своем творческом и трудовом пути. О жизненных перепутьях, на которых она принимала свои самые важные решения. О борьбе, состязании – с собой, с обстоятельствами, а, с недавних пор – со своими детьми. Теперь уже не себе, а детям Нелли доказывала и доказала, что завоевать Америку с первого захода не только им под силу.

комментарии
ТОП Интервью
29/11

Паша, ти щойно повернувся із Франції, де у галереї «1831» проходить твоя виставка «VYTOKY». А буквально за тиждень до відкриття виставки у Парижі у тебе закінчилася виставка в «Орнамент ...

17/09

Митці Микола та Марина Соколови.  Інтервюер: Дана Пінчевська   Д. П.: Вітаю вас з майстерні відомих київських митців, — художника Миколи Соколова та його дружини, Марини.  М. ...

Календарь
10/12

Перформанс італійського митця Франко Аріаудо «Музейна гімнастика» у Національному художньому музеї України   10 грудня о 18:00 у рамках Giornata del Contemporaneo (Дня сучасності) ...

16/12

Напередодні Різдва Art People.Space запрошує в арт-подорож до яскравого казкового Парижу. Організатори туру проведуть усіх бажаючих через різні епохи та напрямки від Античності до Сучасного мистецтва, ...

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Проверочный код *
Восстановить пароль
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации. Вам будет отправлено письмо с дальнейшими рекомендациями.
Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: 044-331-51-21
Авторизация
Регистрация
* Обязательно для регистрации на ресурсе
** Обязательно для выставления лотов
Пароль должен иметь длину не менее шести знаков; содержать комбинацию как минимум из трех указанных ниже знаков: прописные буквы, строчные буквы, цифры, знаки препинания; не должен содержать имени пользователя или экранного имени.
Проверочный код
правила ресурса *
условия аукциона **