Наверх
Меню
Меню
Интервью
08/09
"Мы сейчас живем в самый переломный момент". Встреча с Николаем Журавлем. Часть 2
22.jpg
22.jpg

"Мы сейчас живем в самый переломный момент". Встреча с Николаем Журавлем. Часть 2

Мне казалось, что в музеи ходят зрители, чтобы лучше понять художника. По Вашему мнению, ходить должен и художник?

Конечно! Причем ходить надо регулярно! 

То есть, ходить в музей надо не только, пока учишься в институте – ходишь, делаешь копии, постигаешь основы композиции, техники? 

В институте ты только учишься, ты только "цепляешь" технические моменты. Ты узнаёшь по точкам: когда, что, где  было, чем закончилось. Ты закладываешь в себе систему ориентиров, отправных точек. Но дальше ты двигаешься самостоятельно.

Художник должен быть провидцем. Видеть намного лет вперед. Это как бы внутренняя необходимость. А зачем тогда вообще этим заниматься?

Искусство не исполняет роль украшательства. Сформировать идею, образ, посыл! Как мода. Мода – это тоже интересное явление.  Это ведь не просто – кто-то вышел и что-то попробовал... Она соответствует каким-то вещам, которые происходят в обществе: философии, новой тенденции, правилам, отношениям между людьми. То же самое – в искусстве. Художники подают сигналы в обществе на разные направления, течения и образования. Вот, например, авангард очень подтолкнул все виды – архитектуру,  интерьер, автомобильную промышленность.  На базе авангарда возникли целые направления.

 

                 На открытии выставки в музее Т.Г.Шевченко "Ми просто йшли".                          

Это как архитектура Малевича. В свое время это вообще не было воспринято, настолько его идеи опережали время. А сейчас архитектоника Малевича закладывает краеугольные камни современной архитектуры в том числе. 

Ну, в то же время, сейчас может возникнуть какое-то новое направление, которое повлечет за собой целую ветвь развития. Это может касаться таких вещей как зелёное направление. В связи с тем, что уменьшается количество воды, зелёных насаждений, есть необходимость создания экологически чистых условий окружения. Рано, или поздно человек придёт к этому, и будет модно всё, что связано с экологией. 

Вот направление ленд-арт. Если посмотреть, что происходит у муравьёв. Мы для них - как слоны. Если понаблюдать за их жизнью, как все происходит - это перформанс! Или с пчёлами...

У Вас ведь есть большой проект  на эту тему? Где сейчас находится Ваш проект Apiary? 

По всему миру: в Японии (Токио), в Швейцарии (Базеле), Китае (Шанхай). Так получилось, что здесь ничего нет.

Очень была интересная идея инсталляции  на биенале в Италии  в 2011 году в помещении церкви Сан Стае. Это была  6-ти метровая скульптурная композиция из дерева, ткани и воска. Люди заходят в церковь, как пчелы в улей. Объект – большой улей на фоне алтаря. Видеопроектор отображал, что происходит в улике в увеличенном виде... Для пчел улей и соты – это сакральное место в жизни, это спасение, а для духовной осмысленной жизни человека важна церковь. Я превратил церковь в улей и создал образ пчелиного улика, только в церкви. 

Меня интересует момент развития. Я вообще человек развития. Не надо зацикливаться на чем-то одном, надо двигаться вперед. Надо строить мерседесы, новые дома, архитектурные проекты...

Война, революция, как ни странно, дает толчок. Казалось бы, парадокс – разрушение, а дает новую жизнь. Слова, что революция без крови – не революция, подтвердились! Вот возникла и кровь... Небесная сотня... После этого любой политик не может, не имеет права сделать что-то не так! Над ним, как "дамоклов меч" висят эти смерти ...

Сыну пришла повестка в военкомат. Ему 28 лет (Владимир Журавель – старший сын, скульптор). Я, конечно, как отец, против того, чтобы он воевал, но я ведь не могу его остановить... Сейчас сразу не берут, но записывают в резерв, и если будет продолжение военных действий, то он, конечно же, пойдет...

Работа В.Журавля, «Гусеница».

Мы сейчас живем в самый переломный  момент. Тоталитаризм – это всегда плохо. Надо всегда критиковать. Должна быть демократия! Чтобы не забыли! Мне нравится европейский стиль потому, что там считаются с общественным мнением. СМИ, журналистика существуют для того, чтобы постоянно напоминать о том, что делается не так! 

Меня когда-то очень сильно поразила новость – в телепередаче был эпизод о том, как все правительство (по-моему, речь шла об Англии) подало в отставку из-за того, что неправильно были  использованы 2000 фунтов стерлингов на моющие средства... А в Японии чиновник, который взял взятку (10 000 $ ) разрыдался и просил прощение! Я был потрясен! Человек рыдал и просил прощения за 10 000.

У японцев есть гордость и высокое чувство собственного достоинства! Они не могут жить с чувством позора. Они отличаются от китайцев не только внешне, но и внутренне. Японцы гордые. У китайцев все построено на чувстве страха (восточная деспотия). Там существовала система пятерок. Но это не так, что берутся пять человек по родовому признаку, нет. Отбиралось по пять человек из разных мест, ничем не связанные между собой. Если кто-то из "пятерки" совершал преступление, то наказание несли все пятеро! Что происходит? Не нужна полиция! Все основано на чувстве страха!.. Каждый из пяти должен относиться с подозрением к остальным из "пятёрки"... Это чувство страха в Китае превалирует... А в Японии страха перед смертью нет... У них развито чувство собственного достоинства. У них стыдно жить с нечистой совестью... В Китае до сих пор расстреливают взяточников. А японец делает харакири, сам, без полиции. Расстаться с жизнью его заставляют некие внутренние установки, какие-то базовые принципы.

Вот даже если взять их Якудзу (сейчас это мафия), но у них есть свои правила, которые базируются на их традиционных национальных принципах: уважение к старикам, неприемлемость насилия над ребенком и т.д.  Я пытался сравнить с нашими группировками и пришел к выводу, что у нас никогда они не базировались на каких-то национальных принципах. 

По поводу японцев. Очень понравилась когда-то услышанная мысль – культура лежит в основе развития (прогресса) и создания полноценного общества. Обладание какими-то ценностями, само по себе, без культуры - ничего не дает... В Африке - нефть и алмазы... А в Швейцарии, кроме сыра и кукушек - ничего, голые камни, но есть культура, есть традиции, есть уважение, есть какие-то государственные институции, среда... У японцев - то же самое...

Да, у них же после второй мировой войны (в Японии после подписания капитуляции), собрался парламент, и принимались решения по поводу бюджета. Первое, на что решено было выделить финансирование – это воспитание молодого поколения... На что там в первую очередь обращают внимание: каллиграфия, стихосложение и экибана. Это первое, что они начинают изучать... Они выяснили, что человек, который чувствует красоту и гармонию совершенства, принесет государству большой доход, так как на производстве такой человек не будет делать брак... Потому что культурному человеку (и это уже доказано!) будет стыдно, и он никогда не сможет спокойно сделать брак и уйти, потому что в процессе воспитания такой человек впитал в себя красоту...

Как Вам кажется, может быть, эти наши события (Майдан) будут способствовать возрождению культуры, которую мы начали утрачивать? Вот даже в Советском Союзе была другая культура, своя идеология, свои ценности... Многие, особенно старшее поколение, за этой культурой тоскуют... Потому что люди придерживались каких-то принципов, и эта мораль в каком-то смысле ограждала от негатива, ставила заградительные барьеры перед злом...

Ну, потребность была всегда,  на самом деле. В том числе, в каких-то идеалах. Надо же было чем-то заменить церковь... 

Скажем так, эти двадцать лет свелись к подмене ценностей, к созданию каких-то олигархических республик, к дерибану... Люди гибли за металл…

Да, я думаю, сейчас будет духовное возрождение. 

Необходимо создать условия для развития молодежи, чтобы люди талантливые, творческие могли развиваться. А для этого необходимо создавать центры, как  в Базеле, например. Там на покинутом заводе сделали центр искусства. Причём это финансируют крупные предприятия (у них это – фармакологическая фабрика). У нас ведь тоже есть заброшенные заводы. Привлечь олигархов...

Ведь сейчас много талантливой молодёжи, которая готова экспериментировать и развиваться. Вот в Китае, в Шанхае, прямо в центре есть покинутый завод, в котором организовали галереи.

Вы там были со своей выставкой? 

Да, я там был со своей выставкой Apiary. Мы там были в разных городах, посещали разные музеи. Музеи там на высочайшем уровне! Это реально! Я раньше, когда об этом слышал, думал – преувеличение. Всё это правда. И это правильно. Человеку нужна духовная пища. Возвращаясь после работы, люди идут в музеи. Кстати, по поводу керамики – у них очень большой музей керамики. Наша трипольская керамика гораздо сильнее, но музей в печальном состоянии, а у них, при том, что работы слабее, очень хороший музей. 

Все объединено в искусстве. В нем ведь нет строгих ограничительных рамок. Вот у меня есть задумка перформанса, чтобы это была и живопись, и хореография. Это очень интересная форма. Дягилев очень интересно это объединял. 

Как у Вас произошел переход от живописи к другим техникам? 

Я когда поступал учиться, хотел стать скульптором. 

Это удивительно, обычно происходит как раз наоборот... Обычно все хотят стать живописцем.

Да, так, когда я учился, мы все жили вместе: скульпторы, живописцы. Ничто не мешало мне экспериментировать. Я закончил факультет книжной графики. Благодаря книжной графике я научился концептуально мыслить. Это мне помогает при работе над сериями работ. 

Иногда в работе присутствует какая-то недосказанность. Её правильно надо подать. Некоторые работы оставляют в "сыром" виде. Для чего? Таким образом иногда легче разговаривать со зрителем, чем если ему всё разложить по полочкам. Надо давать "дыхание".  Иногда бывают такие "легкие" работы – потёки, какая-то воздушность. Или кажущаяся по легкости техника набрызга. Чтобы человек почувствовал, что он тоже может так "брызгнуть". На самом деле – это тоже серьёзная работа. Это как у актера. Он играет, как будто просто ведет беседу, а на самом деле – это высокий профессионализм. Происходят серьёзные вещи. В музыке точно так же.

              

            Открытие выставка "Ми просто йшли", посвященной 200-летию со дня рождения Т.Г.Шевченко

Как произошел ваш отход от академизма? Естественно, пока вы учились - это было академическое письмо. Как появился ваш авторский стиль? Что к этому подтолкнуло?

Академизм помогает сосредоточиться и "взять себя в руки"... и научиться делать то, что тебе "не очень нравится". Вот как, например, нарисовать табуретку. Это, наверное, самое противное... Перспектива, эти линии, которые постоянно куда-то уходят... Никто не любит рисовать табуретку (смеется). Но это надо понять и уметь делать! Когда ты уже этим владеешь, ты может, к этому больше никогда и не вернёшься, но это надо...

За рубежом есть разные институты с разными приоритетами: академизму, модернзиму и т.д. Я, честно говоря, до сих пор не знаю, как лучше... Я думаю, зависит  от человека, как он себя чувствует. Чтобы он сам начал развиваться и работать. Мне кажется, это должно быть основным. Потому что, если "зациклиться", то можно человека поломать тем же академизмом. Если все время заставляют делать то, что не хочет... Надо давать возможность развиваться. Где-то надо надавить, заставить, научить, а где-то дать возможность творческого подхода...

Это как было у передвижников, когда их заставляли в академии писать дипломные работы на мифологические темы, а потом они отказались?

Это как нас на партийные темы заставляли писать. 

Да, ведь Вы застали период СССР?

Да, я застал. 1982 год – год моего диплома. Я сделал по голодомору – Мыкола Кулиш. Я тогда общался с прогрессивными ребятами, знал, что голод 1933 года – тема под категорическим запретом, её нельзя будет каким-то образом "зацепить". Я пошёл другим путём и сделал голодомор по Мыколе  Кулишу "97". Там гражданская война. Думаю – это другое... Но беседа прошла... Вызвал меня партийный работник, расспрашивал, что я имел в виду. А М. Кулиш не был запрещен! Но всё равно это был намёк на те события. 

Как Вас "находят" галеристы из-за рубежа, вот из Нью-Йорка, например?

В Америке я уже давно выставляю свои работы. Много лет назад они  каким-то образом "вычислили", что я вхожу в какую-то тридцатку или двадцатку, приехал от них "посыльный", познакомились... Я там сделал первую выставку в 2003 году. Это была хорошая выставка. Потом начал туда ездить периодически со своими работами.

Украинский институт Америки (Нью-Йорк) интересен сам по себе. Он находится напротив "Метрополитена", вернее, это была часть "Метрополитена". Но во времена кризиса "Метрополитен" часть зданий продал... Первым выкупил еврей, а у него – известный инженер (украинец). Он придумал самозатягивающиеся болты. Когда движется техника, не надо их постоянно затягивать, болты при движении сами затягиваются. Имя его Джус. Он много чего придумал. Американцы дали ему "зеленый свет" в бизнесе из-за того, что он не продавал свои патенты, а дарил государству.  У них во время второй мировой войны государство выкупало патенты на изобретения по улучшению военной техники. Тем, кто в тяжелые времена идет государству навстречу (это традиция Америки), после дают "зеленый свет" в бизнесе. Так же было и во времена гражданской войны с Англией. Те, кто поддерживал Англию, у них бизнес национализировали, а другим – тем, кто, как Джус, дарил свои патенты и т.д. – "зеленый свет".

Так вот, Джус выкупил эту часть "Метрополитена" и подарил Украинской громаде. В громаде 500 членов. Они организовывают различные концерты, выставки, культурные программы. Они – хорошие люди, но их недостаток в том, что они даже менее прогрессивны, чем мы. У них есть момент какой-то мистечковости. Вот они выехали и остались с теми взглядами... Мы уже давно ушли вперед, а они остались, законсервировались, держатся за прошлое. История до Богдана Хмельницкого, условно говоря... Но с другой стороны, они много сделали. Я всегда хотел их видеть такой институцией, как Институт Гёте. Но Институт Гёте финансируется государством. Немцы в этом смысле более прогрессивны в плане того, что касается искусства, театра...

Я с американцами говорил на эту тему, советовал им дать часть своих полномочий своим же членам громады, тем, кто помоложе, чтобы они создавали новые направления, организовывали свои выставки, более современные. Они законсервированы, им это не надо. Это нам надо. Здесь у нас в Киеве, особенно после революции, у людей сейчас происходит подъём. Проявляются все формы инициативы. И в Европе нами интересуются.

Скажите, Вы, как человек искусства, может, видите ситуацию на несколько шагов вперёд. Что Вы можете сказать о нынешнем положении вещей? Когда все это закончится? 

Мне кажется, многое зависит от того, чтобы взять под контроль вооруженных людей. В горячих точках установить государственную власть и сразу же, с первых дней вливать инвестиции в этих городах в область производства. Чтобы население имело работу и видело позитивные шаги... Я считаю, что нужно делать больше для средней части населения, потому что многие там живут очень плохо!.. Надо чтобы эти области были самодостаточные! То, что поменяется сейчас Конституция (раздел о самоуправлении) – это хорошо, но надо, чтобы люди могли зарабатывать, и была возможность развития региона. Люди разочарованы. Нужны рабочие места! Нужно сделать все, чтобы люди в тех регионах поняли, что они нужны Украине! Слово "нужны" определяют: инвестиции, культурные центры. Всё остальное идет за экономикой. Экономика всё-таки идет в первую очередь. Опять же образование, культура, воспитание (чтобы не было шансона в маршрутках - это же тоже часть культуры!) Чтобы не было "крышевания" бизнеса и т.д. И вести разъяснительную работу, объяснить, что Европа – это не плохо. Да, будет нелегко, но я не хочу жить в обществе, где неуважение, нарушение норм морали, законов, где судья за деньги решает "кто виноват"! Меня, как человека, интересуют такие "простые" вопросы, а не то "Чей Крым?". Я хочу, чтобы Крым был их, крымчан! Если они сами смогут им управлять... В конце концов, Земля – наша, общечеловеческая! Потом эта ненависть к украинцам, проявление неприязни... Ну, не поедут украинцы отдыхать в Крым... Им что, от этого легче будет? Турки туда не поедут, тем более... Этот мост керченский... Это же миллиарды и время (опять-таки!). Надо сделать так, чтобы это была Наша Украина! А наша за счет того, что мы уделяем внимание инвестициям, что люди любят свою Родину!.. Надо исходить из любви... По пути позитивного восстановления на уровне человеческого. Пока еще все далеко не зашло... 

Может быть ещё хуже, если будет вторжение... Это ужас! Тогда появляются беспородные вещи. Вот в Хорватии – дома покинутые и все остальное... Это всё... И у сербов – то же... Хотя народ был цельным. У них это на религиозном уровне произошло, но мы – православные... Поэтому все это придуманные формы: то язык – не язык, то еще что-то. Просто есть спекуляции на каких-то вещах. 

М.Вайсберг говорит: "Почему у меня не спросят, как у нас относятся к евреям?"  Мне понравился этот вопрос...

Или Ройтбурд: "Почему у человека, который не является евреем, спрашивают, как он страдает? Почему меня не спросят?"

Я вообще родился в Магнитогорске. Отец выходец из Сумской области, выехал на заработки. Мама по дороге родила в Ульяновске, зафиксировали в Магнитогорске. Ну, вот так, родился в России... Урал... Люди там хорошие, я больше, чем уверен!.. Но дайте тем людям развиваться!.. У меня друг с Урала уехал в Нью-Йорк. В Украине – плохо, в России – хорошо, а уехал в Америку.

А у Вас вообще была когда-нибудь идея жить не в Украине? 

Была несколько раз. Когда был путч. Я слушал радио. Ну, все, думаю, это переворот! Это возврат к совку! Я больше так жить не хотел. Это тоталитаризм! Ну что в этом хорошего? 

Потом вроде все нормализовалось... И тут, когда Янукович пришел, начало складываться впечатление, что он пришел навсегда... В тот момент, когда должно было быть подписание "Соглашения с Евросоюзом", Лесь Подервянский говорит: "Хотя бы он это "Соглашение" не подписал"... Это настолько парадоксально прозвучало.  Я так удивился и говорю: "Почему?" А Лесь: "Он же после этого останется навсегда!" И он тогда был прав... Янукович сделал так, не подумав... Если бы он тогда подписал, стал бы "Героем Украины", остался бы править "навсегда"... Он не подумал (смеётся)...

Как Вы думаете, в этом есть что-то генетическое? Вот нас все время пытаются убедить в том, что не было такого государства, как Украина, что и языка у нас своего не было, границ – тоже не было... Может, в этом и есть генезис народа, который за то и бился, чтоб оно все было?

Так чем больше будут прикручивать, тем больше человек – патриот! Майдан воспитал целую плеяду олигархов-патриотов! Кто раньше слышал о Коломойском? Таруте? Кто раньше знал наизусть весь гимн и пел его? Сейчас все знают и поют! Это как "закон сопротивления" (чем больше ты применяешь  силу, тем больше сила противодействия)... 

Я вообще думал, ведь Путин мог "обойтись малой кровью"... Если он хотел присоединить Украину, надо было: "Вы – наш братский народ! Мы вас так любим! Мы вместе воевали". Организовывать выставки, обмены, симпозиумы... Восхвалять украинскую литературу и т.д. Наводить мосты между народами. Нет. Они пошли другим путём: украинцы – предатели, войну бы выиграли и без вас, языка у вас нет, продукция ваша плохая и ненужная, газ вы воруете и т.д. А поэтому – давайте дружить и идите к нам в Таможенный союз. Они совершили глупость... Так не дружат.

Это как в Библии. Если Бог хочет испытать человека, то он ему дает всё: деньги, славу, землю, но притом отбирает разум! Пример этого мы знаем...

По поводу Ваших работ... Какова их судьба? 

Есть люди, которым нравится мое творчество. Они их приобретают и с ними живут. Я всегда рад, что они (как мои дети) находят хорошее пристанище. Я очень рад, когда они попадают в хорошие интерьеры.  Я знаю, что это не у Пшонки и Януковича. 

Вообще, я пришел к выводу, что плохой вкус опасен для общества. Он может быть безопасен для окружающих, когда его никто не видит, тогда он только для одного его обладателя опасен. Для его семьи, для его детей.

Я слышал рассказы о наших бизнесменах, у которых в кабинетах висят слабые работы. Они еще иногда и хвастают, что купили их  за 50$... Это чисто бизнесовое отношение к окружающим тебя предметам: «Да, ерунда, так и стоит не дорого». Это как купил нерентабельный завод, но за три копейки и хвастаешься. Но когда к ним приходят иностранцы, которые воспитывались  на хороших традициях, люди с хорошим образованием, ходили по музеям (у них нет этого всего... они не строят "теремки")... Когда они приходят к таким нашим бизнесменам и видят такие работы, они ужасаются и боятся иметь с ними бизнес... Потому что в их понимании – это неадекватный человек... Это, если вспомнить японцев, его должен испепелять стыд за такую картину, а наш живет и радуется… Еще и совместный бизнес предлагает. Этому человеку не бывает стыдно, он может обмануть. Сделки срываются.

По этому поводу как раз вспоминается статья из "Антиквара" о революции в Англии. Когда короля казнили, его коллекцию картин распродали на нужды революции. Часть картин вывезли испанские и французские послы за пределы страны, а большая часть осталась в Англии. А во время Реставрации все эти картины были реквизированы. Но это имело огромное положительное влияние на английскую буржуазию. Они увидели уровень искусства, который надо  коллекционировать. Они поняли статусность коллекции. Что такое "хорошо" и что такое "плохо" в искусстве. Английская буржуазия после этого начала собирать картины. Они уже собирали картины того уровня и того класса, которые были в коллекции короля, они уже знали ориентиры. Они знали имена, знали принципы коллекционирования и т.д. 

Я даже не ходил на выставку "Скарбниці Межгір'я". Просто, чтобы к этому не привыкнуть. Вы представьте, если бы наша элита, вслед за английской, начала копировать коллекцию Януковича. Батоны все эти, Пшонка с лавровыми венками на голове, предметы антиквариата, вызывающие горькую усмешку…

В коллекции Межигорья не было Ваших работ – это уже как не попасть в плохую компанию.

Мои работы "выпадали" бы из общего фона... Они были бы как заноза. Мои работы покупают политики, но это люди со вкусом, знающие и понимающие искусство. Мои работы есть в коллекции С.Тигипко, Ю. Тимошенко. Но,  в основном, мои картины за рубежом. Пока что там лучше понимают современное искусство.

                                 

Хотелось бы снова вернуться к Вашему последнему проекту. Ваши работы выполнены в смешанной технике. Там есть и металл, и дерево, какие-то объемные вещи... коллаж...

Некоторые "детали" для своих работ я вытачиваю на станке (он у меня в другой мастерской). Я использовал дерево, левкас. 

Это все психологизм. Я вспоминаю "Гернику"  Пикассо. Мне все время хотело сделать что-то в этом духе, но другое. Все, что происходило на Майдане – это же и трагическое, и патриотическое... Трагизм в том, что жертвы, кровь... За что? Все это надо было показать. Но я не мог сделать просто иллюстрацию, как происходит борьба – это было бы неинтересно... Здесь надо было сделать такую образную штуку, которая бы на эти мысли  навела... Так как все было связано с Шевченко, я сделал так, что он заходит в эту ситуацию, которая происходит, но, опять-таки, абстрактными способами. Все эти вещи, они как металл, как циркулярка, потоки краски... Что-то отсекается, слезы, кровь… Это все срабатывает на внутренних ощущениях. Это должно было сделать свою  "Гернику". У Пикассо своё – там достигнуто за счёт резких выворотов, искажения, момент напряжения... Для того, чтобы передать разрушение. 

Этому вообще в институте учат? 

У нас был хороший преподаватель – Пушинский. Он давал очень хорошие задания такого порядка. Вот допустим, надо было из трёх точек сделать два или три состояния: смерть, жизнь и радость. Радость и жизнь – вроде одно и то же, но надо показать нюансы... Или, допустим, надо было показать одиночество, печаль – при помощи каких-то палочек. Ты должен при помощи каких-то палочек на бумаге показать эти настроения... Ничего не писать, а с помощью палочек дать такое ощущение. Вот, кстати, в музыке это присутствует. Вроде бы 7 нот, а ты плачешь... При помощи рисунка тоже надо создать такие ощущения, чтобы было понятно. Это вообще – фантастика... 

После открытия выставки хотелось найти больше материала о ней, и  в интернете мы увидели видео "Небесная сотня", в котором отображены события Майдана и то, как Вы работали над проектом. Оно оказывает очень  сильное впечатление на зрителя. Очень хорошо прочувствованы ощущения... Движущиеся люди, барабанный бой, звук радио, эта экспрессия в движениях художника, а потом тела... Кто автор этого фильма? Это тоже Ваша работа? Сделано очень профессионально.

Этот фильм сняла моря жена, Даша. Она сама снимает, монтирует.  Сам я снял всего пару кадров в тот день, когда начали стрелять. Это было страшно, я не мог её отпустить туда, где стреляют.

Конечно, люди, как муравьи... Самоорганизация... Никогда не забуду! Немыслимо! Не было того, что сейчас творится в Донбассе. Этого мародерства и т.д. Меня бы расстроило, если бы у нас, в Киеве, во время Майдана разграбили магазины и прочее... Поэтому здесь все охраняли. Магазины охраняли, киевскую синагогу Бродского охраняли. Всё делалось не ради каких-то предметов или денег. Это была действительно революция Достоинства! Янукович ввёл нас всех в тупик! Всё общество! Он не соответствовал нам! Киеву, Украине этот человек не соответствовал! Он этого не понимал, тогда ему дали понять! Это естественно... Мы же все – люди. Мы хотим  жить нормально, говорить друг другу хорошие слова, не оскорблять... Ради всего этого... Когда президент оскорбляет, как можно жить, как воспитывать детей?

Должна была поменяться конфигурация власти и ответственность теперь перед людьми, что иначе будет плохо... Мы не хотим революцию, я хочу жить нормально, но для этого нужно, чтобы они были как под увеличительным стеклом, чтобы любая мелочь могла быть обсуждена обществом. Возникла ситуация. Как это так? Министр берет взятки и сидит, его никто не увольняет? Он должен сам подать в отставку, как во всех нормальных порядочных правительствах. А дальше пусть суды разбираются. 

Я не воспринимаю политика, если он в декларации пишет, что у него двухкомнатная квартира. Но это же обман! Для меня это конец! Если человек врет в декларации, он будет врать во всем. Нам вообще не надо  ни царей,  ни цариц... Я вообще сторонник, чтобы критиковать любого, если он дает повод. А не дает, так и слава богу! 

Мы все просто хотим жить по-человечески. Чтобы было нормальное общество! Для этого, конечно, интеграция с Европой, на мой взгляд, дает хотя бы шанс, дает хотя бы оторваться... Я бы очень хотел, чтобы в Донецке, сразу же после окончания военных действий начались перемены к лучшему. Мы все должны их поддержать. Мы – единая страна. Они должны почувствовать это. 

Это очень позитивный момент, когда творческие люди открыто высказывают свой взгляд на все происходящее. Люди искусства, известные люди должны высказывать свое мнение. Нужны мнения незаангажированных представителей мира искусства. Людей надо "образовывать"! К мнению выдающихся личностей прислушаются.

Да, сейчас надо брать-давать интервью. Момент на позитиве... Одни военные не решат вопрос – это правда! Ещё нужно очень много сделать: и объяснять, и поддержать людей. В первую очередь создать возможность для детей... Но многие вещи – позитивные!

Не отпускает тема последней работы. Хотелось бы остановиться на изображении обнаженного Шевченко. Почему именно в таком виде? У нас, как очевидцев тех событий, конечно, нет никаких сомнений по поводу аналогии, явно просматривается образ несломленного казака Михаила Гаврилюка. Но каким образом возникла именно такая интерпретация? 

Когда я увидел раздетого Гаврилюка, я подумал, что Шевченко тоже мог бы так стоять. Тут ещё момент чистоты, незащищённости. У меня есть работа, Шевченко голый стоит, выступает. Работа называется "Оголена правда". Поэту одежда не нужна. Слово открыто! Вот как женщину изображают обнаженной. Почему? Чтобы показать чистоту. Как себе можно представить Венеру в нижнем белье? Или Диану в бюстгальтере? Это – абсурд! Или младенца на руках Мадонны - в нижнем белье, в носках и трусиках... Чем чище, тем обнаженнее... У Шевченко есть автопортрет, где он себя голым нарисовали. У меня – Шевченко на площади читает стих ...

Может быть, здесь уже трансформация? Каждый, кто бился - это был маленький Шевченко. Тот же Гаврилюк стал на Майдане носителем идеологии Шевченко. У Вас там также чередой идут Шевченко (на арке) друг за другом.

У меня вообще была идея показать его "железным человеком", человеком-воином, таким непробиваемым, несгибаемым... Как Терминатор. Сегодня он так звучит... Не лирик, не просто философ... Вот он, дух Шевченко – в людях! В России же тоже были такие примеры – декабристы. А сколько поэтов, писателей выдающихся! России еще предстоит пройти этот этап. Всё-таки Россия – это великая страна по культуре, искусству... Главное то, чтобы они осознали, что они (люди) на своей земле хозяева, а не чиновники... 

Да, им просто своей землёй надо заняться. А то они все Украиной интересуются... Почему они не интересуются Пермью, Саратовом, Самарой? Сейчас у них все акценты смещены за пределы их культуры, за пределы их территории. Они сейчас ничего не обсуждают, кроме Украины. Вопросы затопления своего же Алтая их не интересуют...

Ну, это для того, чтобы отвлечь внимание, сделать кого-то виноватым. Запад, НАТО... Это такие акценты – в мире есть проблемы, но не у нас.

Как обычно, наверное, заключительный вопрос о планах. Чем планируете заниматься? 

У меня сейчас в планах работа в нескольких направлениях. Пластические – левкасы. Хочу сделать интересные растения. Формы абстрактные. Ну и фото, видео. Сейчас есть зрительская потребность в этом. Одно дело – новость подать информационно. Это такая сухая штука. Это менее интересно. Гораздо интереснее образно подать. 

Вот Гойя, например, показал ужасы гражданской войны через свои работы – "Отец, поедающий своих детей".  Художник должен через своё творчество реализовывать то, что видит его глаз, сердце. Показать то, что он переживает – свои эмоции. Мы должны пытаться это показать, тем более, наши переживания – чисты. Они не связаны с тем, что мы хотим баллотироваться в депутаты, или стать политиками. Мои переживания связаны с общечеловеческими ценностями, как я воспринимаю мир: почему, зачем мне самому погибать, или своих детей на войну посылать? Это – глупость и преступление того, кто доводит до этого! Поэтому художники должны через свое искусство все это показать, потому что образное восприятие мира гораздо глубже, чем иллюстративное или аналитическое. Через образ мы можем приблизиться к истине и к большому колоссальному энергетическому потенциалу. Потому что внутри каждого человека заложена энергия, которая дает ему возможность "горы перевернуть". Эти сигналы, откровения, открытия отражаются в творчестве в виде музыки, картин, в театре. После посещения театра можно в нирване находиться, месяцами ходить и думать о какой-то сцене или словах актера. Но это же надо было сделать! Или в музыке... Она так вдохновила (но это не так, что ты слушал какую-то музыку фоном, за обедом, а потому что ты её слушал и услышал, и она в тебе звучит), что ты находишься в переосмыслении мира и себя в этом мире! Это – образ! Поэтому в украинском языке используется слово не изобразительное искусство, а "образотворче мистецтво". Это, по-моему, даже более точное определение, потому что мыслить образами  – это настоящее искусство! Не взять скопировать, а создать образ! Поэтому существуют разные направления формалитические, то есть создать образ другими путями, чем  скопировать, сфотографировать. 

Каждому индивидууму легче с образами контактировать, чем с какой-то конкретной информацией.

Даже высшая математика строится на образах. Образное приближает к истине! Вообще же все строится на восприятии мира - духовного, внутреннего, на переживаниях. Ты не можешь жить без этого. Человеку это нужно, как еда – переживания, ощущение того, что ты сопричастен в этом колоссальном строительстве мироздания человечества. От этого ты только выигрываешь. А если ты не сопричастен,  ты становишься менее человеком. Человек – социальное существо, поэтому он должен быть сопричастен к тому, что происходит. Вот как ещё можно покорить человека? Дать ему плохую, несвежую пищу! Вместо хорошей музыки – шансон, вместо высокого искусства – деструктивное  и т.д. То есть – забить ниши, и он уже не будет слушать ничего другого, потому что эта ниша уже занята! И он будет жить с этим наполнением, с этими образами и сам станет носителем каких-то ценностей. Перезагрузить эти ниши во стократ сложнее, чем изначально формировать правильное наполнение ниш, кармашков того же ребенка. Поэтому так важно правильно построенное патриотическое образование, эстетическое, философское воспитание, музеи, выставки и пр. Поэтому сегодняшние дети Донбасса при правильном воспитании могут стать патриотами Украины. И поэтому Путин так торопится – это его последний шанс не дать сегодняшней молодежи Востока Украины проникнуться европейскими ценностями. Одессу, Запорожье, Херсон, Николаев, Днепропетровск, Харьков он уже потерял.

                     

комментарии
Календарь
14/12

«Полёты во сне и наяву» Проект «Полёты во сне и наяву» это путешествие на ковре-вертолёте сквозь кроличью нору в сказочную Страну Чудес.  Место, в котором нет ...

15/12

NEW BEGINNING. КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЫ 15 декабря SPIVAKOVSKA ART:EGO GALLERY презентует коллективную выставку живописи и скульптуры от украинских художниц NEW BEGINNING. В проекте ...

15/12

15 декабря в 19:00 в Доме кино (ул.Саксагансокго, 6) состоится творческий вечер, посвященный 200-летию со дня рождения гениального художника-мариниста Ивана Айвазовского. Иван Константинович Айвазовский ...

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Проверочный код *
Восстановить пароль
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации. Вам будет отправлено письмо с дальнейшими рекомендациями.
Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: 044-331-51-21
Авторизация
Регистрация
* Обязательно для регистрации на ресурсе
** Обязательно для выставления лотов
Пароль должен иметь длину не менее шести знаков; содержать комбинацию как минимум из трех указанных ниже знаков: прописные буквы, строчные буквы, цифры, знаки препинания; не должен содержать имени пользователя или экранного имени.
Проверочный код
правила ресурса *
условия аукциона **