Наверх
Меню
Меню
Интервью
23/10
Андрей Котлярчук, фотохудожник: "Мы в самом начале пути"
969575_523180587717333_942227619_n.jpg
969575_523180587717333_942227619_n.jpg
10525776_270919383100806_6779530030220829235_n.jpg
10525776_270919383100806_6779530030220829235_n.jpg
969575_523180587717333_942227619_n.jpg
10525776_270919383100806_6779530030220829235_n.jpg

Андрей Котлярчук, фотохудожник: "Мы в самом начале пути"

Фотография как вид искусства относительно молод по сравнению с традиционными, если сравнивать с живописью или скульптурой. Но в последние десятилетия этот вид творчества воспринимается в Европе и США именно как искусство. В этих странах уже существуют частные и корпоративные весьма внушительные по составу и по стоимости коллекции. Как обстоит дело в Украине? Чем отличается работа фотохудожника и обычного фотографа? Почему первый - художник, а второй - просто "граф", то есть пишет, записывает. Как дорого может стоить фотография, за что стоит платить, а за что - нет? И насколько это может быть выгодно - инвестиции в коллекцию художественной фотографии.

На эти и другие вопросы отвечает наш сегодняшний собеседник, известный украинский фотохудожник Андрей Котлярчук.

- Андрей, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли в фотографию?

- Фотографией я увлекался с самого детства. А со временем прошёл все ступени профессии. Поначалу был аматором, позже заведовал научной фотостудией. Начал активно печататься в периодике, затем взяли на работу в парламентскую газету «Голос Украины». А дальше отправился на вольные хлеба. Очень много снимал на камеры большого формата. Со временем стали поступать заказы от правительств зарубежных стран. В какой-то момент остановился и основал свою студию для занятий художественной фотографией.

    Я вырос в богемной среде, и потому мне всегда нравилось общаться с художниками. Это общение помогло мне отличать художественную фотографию от проходных карточек. А, начиная с 2000 года, заявил о себе, как о современном украинском фотохудожнике.

Балерина в дубовой роще 2004 год. Камера «Лингоф» 9х12 см, размер 50х60см. Тираж 3/10 Ручная оптическая цветная. Hand made color print  

    До 2006 года снял множество рекламных плакатов для неимоверного количества международных брендов: от Мерседеса и до Кока-Колы. В 2004 понял, что созрел для профессиональной жизни фотохудожника. И с тех пор живу исключительно от продажи своих работ. Много лет, после получения второго образования искусствоведа, я изучал движение денег в искусстве, пока не разобрался в вопросе полностью. Теперь сам время от времени консультирую коллекционеров и дилеров.

- Проконсультируйте и нас, пожалуйста. Расскажите об эволюции фотоискусства в Украине.

- Искусство фотографии процветало, начиная с середины 1870-х. И это не удивительно, т.к. фотографией занимались профессиональные художники. Украинские фотохудожники даже получали за свои произведения золотые медали на международных выставках в Париже.  Выпуск сухой роликовой плёнки Кодак в начале 1890-х сделал фотографию очень популярной. Карточек стало в миллионы раз больше, но качество из-за этого не улучшилось. Начало 1900-х ознаменовалось развитием полиграфии и считается «Золотым веком открытки». Существовал социальный заказ на постановочные жанровые снимки, а также на пейзажи с архитектурой. Это время родило нам настоящие шедевры!

Перерыв 15 минут. Из проекта «Связь времён». 1999 год. From «Link of time» project, 1999. «15 minutes break». Polleiflex camera. Size 60x60 sm. Edition 1/12. Optical print. ​Каталог The best pictures Ukrainian photographers. 2013 

    В начале 1930-х художественная фотография во всём мире превратилась в фетиш. И Украина не была исключением. Довоенный период оставил нам прекрасные работы. А популярные фотографы чувствовали себя суперзвёздами. Подобное положение прекрасно просуществовало до развала Союза, а после начался хаос.  

    В наше время на фотографию, как искусство, начали обращать внимание в 2006-2007 году. Поток покупателей стал существенно плотнее. То есть и до этого меня приглашали на ТВ, брали интервью глянцевые издания, но именно с этого времени карьера как-то ускорилась.  На сегодняшний день я знаю минимум пять фотографов, которые живут от продажи собственных произведений.

Антикварная лавка в форте Галле/ Из проекта «Великая Азия» 2004-2008 год. «Антикварная лавка в форте Галле», 2008 год. Шри-Ланка, камера Яшика. Размер 100х56 см. Тираж 1/32 шт. Оптическая печать. 

- На ваше творчество повлияла западная культура?

- Наверное, всё-таки да. Особенно мастера чёрно-белой фотографии. Хочу особенно отметить портретиста из России Валерия Плотникова и прекрасные пейзажи Америки Ансела Адамса. Пестрота Азии мне любопытна, однако ближе аскетизм современной западной культуры. Словом, отсекаем всё лишнее…

Старый мост. Из проекта «Вилладж арт-лэнд». 2011 г Украина. Камера «Краун-график». Размер 49х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать. From «Village art-land» project, 2011   

- Как Вы считаете, каково место современной фотографии в искусстве?

- По поводу места… Фотография развивается по точно таким же законам, как и другие виды искусства. Какого-то особого пути у неё нет. Есть несколько стран, где рынок художественной фотографии на подъёме. Это прежде всего США, Великобритания, Франция, Россия и Германия. Любопытен рынок Аргентины и Чили, но мы далеко от него. И,  разумеется, нас нигде не ждут. Рынок фотографии достаточно ёмок. Например, список фотографий, проданных дороже 1 млн евро, давно уже перевалил за 50 произведений. Рекорд, если мне не изменяет память, был 3 млн 390 тыс. долларов несколько лет назад. Появились коллекционеры, которые ориентированы исключительно на фотографию.

Полевая привязь. Из проекта «Вилладж арт-лэнд». 2011-13 г. «Полевая привязь». 2011 г. Украина. Камера «Краун-график». Размер 49х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать. From «Village art-land» project, 2011-13 «Field leash». 2011, Ukraine. Camera Crown Graphic. Size 49x100 cm. Edition 1/12. Optical print.

- Популярность фотографии среди молодёжи как-то повлияла на развитие фотоискусства в Украине?

- Думаю, что никак. В 2005 году в мире было напечатано 8 млрд. фотографий. С тех пор развились цифровые технологии и вал изображений затопил мир. Одно время фотография превратилась в религию. Молодёжь прямо-таки бредила фотоаппаратами. Снимать никто не умел, учиться не особенно рвался. Но все хотели стать знаменитыми фотографами. Ещё пару лет назад стайки из пяти девочек с тремя фотоаппаратами ходили по городу и снимали всё подряд. Океан бессмысленных изображений хлынул в интернет. Постепенно это безумство поутихло. Оказалось, что для профессиональной работы недостаточно маленькой цифровой камеры. Это не развлечение, а тяжёлый монотонный труд. Тяжёлый – в самом прямом смысле. Когда я еду на съёмку, вес оборудования может достигать центнера. Как с этим всем управится хрупкой девушке, я даже не представляю. Впрочем, и начинающий фотограф не представляет, что делать с таким количеством профессионального оборудования.

Днепр I 1999 год. Украина, Киев. Камера Лингоф, Размер 90х120см. Тираж 1/12. Оптическая печать.

К тому же любитель мыслит «удачными» фотографиями, а профессиональный фотохудожник проектами, которые рождаются после длительной подготовки. Я помню фразу знакомой: «Ой! И я занимаюсь пейзажами. Как еду на шашлыки, так и снимаю пейзажи». Это происходит, потому что любитель скользит по жизни и снимает «заодно», профессионал же вдумывается в каждую деталь кадра и тщательно её подготавливает. Кроме того, любителям интересно освоить технологии и в первую очередь фотошоп. О том, что технологии не способны заменить творчество, люди не понимают. Всех интересует начальная стадия освоения ремесла. И на этой стадии успешно застревают. Я всегда подчёркивал, что нельзя быть днём водопроводчиком, врачом, менеджером или учителем, а вечером фотохудожником. Так же, как нельзя снимать деток в садиках, а между этими занятиями создавать шедевры. Для этого необходимо художественное образование и долгие годы шлифования мастерства.

«Неизвестный и родовое ложе» 1993 год, Россия. Камера «Роллейфлекс» 6х6 см. Тираж 1/12шт. Размер 60х60 см

Наnd made color print

Кроме слова «талант» сегодня исчезло слово «вдохновение», которое заменилось новыми технологиями. Это можно легко доказать, сравнивая словари. Например, в энциклопедии Брокгауза и Эфрона за 1892 год «вдохновению» посвящено 160 строчек. В Большой советской энциклопедии, 1953 год, разместилось 40 тыс. научных статей. Вдохновению уделили 7 строк. В БСЭ за 1978 год уже вместилось 80 тыс. статей, а про вдохновение забыли. Большой словарь России за 2005 год содержит 100 тыс. статей и рекламируется, как «не имеющих себе равных». Разумеется, про «вдохновение» и тут ни слова. Поэтому объяснить молодёжи азы творчества, стало как-то сложнее. Вдохновение нельзя купить или повторить по технологии. Это даётся свыше и бесплатно.

Жилище варвара. 2008 год. Из проекта «Россия. Север. Сибирь» 1998-2008 гг. Россия, Командорские острова.

Камера «Сrown-graphic» 6х12 см, тираж 1/12 шт. Размер 100х49 см

    Кроме того, искусствоведы разных стран говорят о ритме в фотографии. И тут у молодых фотографов случается когнитивный диссонанс. Ведь они и ремесло едва освоили. А потому вообще не понимают, чем руководствуются дилеры, отбирая работы на выставку. Люди разучились чувствовать ритм, основу духовной жизни человека. Но особо она коснулась народов постсоветского пространства, которые жили за «железным занавесом». Вы не замечали, насколько музыкальны народы малоразвитых стран? Необразованные крестьяне легко схватывают на лету любую мелодию и с лёгкостью её повторят. А их песни насыщены ритмами. А английская и американская музыка вообще на вершине пьедестала. Там люди чувствуют богатые сложные ритмы. У нас же в последние годы основной удар направлен на новые технологии. Новые технологии стоят в центре капища, посвящённого прогрессу. Всё прочее, в том числе духовное, отбрасывается за ненадобностью и непониманием. Мантра – «Это новейшие технологии» принимается за единственную истину. Но ведь новейшие технологии рождаются каждый день. Так было вчера, позавчера и тысячу лет назад. Когда-то само рождение фотографии было новейшей технологией. Художник и поэт Маяковский писал: «Ритм- это основная сила стиха. Объяснить его нельзя. Ритм может быть до того сложен и труднооформляем, что до него не доберёшься и несколькими большими поэмами». Именно поэтому дилеры сразу чувствуют некоторый диссонанс в любительских снимках. Объяснить же автору проблему порою невозможно, потому что автор не видит своих промахов. А заодно нарушение и отсутствие ритма в произведении. Талант нахождение ритмов в окружающей среде закладывается с самого юного возраста на генетическом уровне.

 

Стулья и черепа. Из проекта «Россия. Север. Сибирь» 1998-2008 гг. «Стулья и черепа». 2008 год. Командорские острова. Россия. Камера «Роллейфлекс». Размер 46х60 см. Тираж 1/12. Оптическая ручная печать. Project «Russia. North. Siberia». 1998-2008. «Chairs and skulls», 2008. Commodore Islands (Russia). Rolleiflex camera. Size 46x60 sm. Edition 1/12. Optical hand made print. The best pictures Ukrainian photographers. 2013. Каталог выставки «Ukrainian photographers members of the Royal Photographic Society of Great Britain». 

- Известно, что гениям нужна среда, которая их бы поддерживала, иначе талант пропадёт. Как у нас обстоят дела с пониманием роли художественной фотографии и её местом в искусстве?

- Когда я делал первые попытки освоить рынок художественной фотографии в 2000 году, я столкнулся с полным отсутствием интереса к этому предмету. Считалось, что если ты фотограф, то должен снимать свадьбы или работать в газете. Галереи шли навстречу крайне неохотно. В то нелёгкое время меня поддержала искусствовед Олеся Авраменко, за что я ей премного благодарен. Сейчас в Украине появилось достаточное количество арт-дилеров и арт-менеджеров нового поколения, которые понимают суть происходящих процессов на рынке. Самое забавное, что с фотографами они абсолютно не пересекаются! Это происходит потому, что творческая фотография в Украине – сугубо любительское светское движение, которое не рассчитано на результат. И, тем более, на прибыль от своей деятельности. Я уже давно не объясняю фотолюбителям разницу между выставочными залами и галереями, зачем нужны проекты и выставки за границей. Один творец из Запорожья написал мне: «Да у нас в фотоклубе даже начинающие фотографы всё знают о фотоискусстве»! Именно поэтому я с фотографами общаюсь немного, в основном с художниками и арт-дилерами.

Бабочка, которая любит сырое мясо. Из проекта «Ножи и доски», 1998 год.  «Бабочка, которая любит сырое мясо». From «Knives and Cutting Boards» project ,1998. «Raw meat loving butterfly». Linhof  camera. 1998.  Size 45x60 cm. Edition 1/12. Optical print. Каталог The best pictures Ukrainian photographers. 2013 

    А сервис вокруг художников становится всё сложнее и интереснее. Есть арт-дилеры, которые подбирают подарки для ВИП-клиентов, есть специалисты по долгоиграющим проектам, есть люди, которые умудряются выбивать инвестиции под отдельные выставки. И всем хватает своего кусочка пирога. Постепенно появляются цепочки инвестор-фотограф-дилер-покупатель. Работа этих людей конструктивна и рассчитана, в конечном счёте, на продажу произведения. Любители от фотографии не совсем понимают механизмы продвижения искусства и потому переполнены мифами о работе аукционов и галерей. 

Нож, текила и лимон. Из проекта «Ножи и доски», 1998 год. «Нож, текила и лимон». Камера Лингоф, Размер 45х60 см. Тираж 2/12. Оптическая печать. From «Knives and Cutting Boards» project,1998. «Knife, tequila and lemon». Linhof  camera. 1998.  Size 45x60 cm. Edition 1/12. Optical print. ​Каталог The best pictures Ukrainian photographers. 2013 

- Существует мнение, что нынешняя молодёжь очень талантлива и сможет создать прорыв на арт-рынке.

- Знаете, каждое поколение очень талантливо и со временем сделает прорыв. Сейчас у арт-дилеров существуют две теории раскручивания имени художника: американская и европейская. Американцы предпочитают брать работы молодых художников, которые вообще ничего не стоят, и продавать их по заоблачным ценам. При этом, рассказывая сказки, что через 20 лет эти работы будут стоить ещё больше. Европейская школа базируется на вековом опыте. Здесь вкладываются силы в художника, начиная с 45 лет. Когда у него за спиной множество удачных проектов, на руках отточенное ремесло и понимание правил по которым живёт арт-рынок. При этом инвестор уверен, что художник на радостях не сопьётся, не возгордится, а то и вообще бросит заниматься творчеством. А с молодыми различные эксцессы бывают сплошь и рядом. Именно поэтому в Украине преобладает европейская модель сотрудничества между творцом и арт-дилером. 

«Чёрная русская рыба». Из проекта «33 чёрных квадрата», 2008. «Чёрная русская рыба». Камчатка, Россия. Камера Роллейфлекс. Размер 50х50 см. Тираж 1/12. Оптическая печать. From «33 black squares» project, 2008. «Black Russian fish». Kamchatka, Russia. Rolleiflex camera. Size 50x50 cm. Edition 1/12. Optical print.

- Вы предпочитаете снимать исключительно на плёнку. Неужели Вас не интересуют цифровые технологии?

- Я художник, который владеет разными технологиями. Изображения, сделанные на плёнку большого формата, настолько отличаются от цифровых, что даже не знаю, как это описать. Просто, это совершенно разные виды фотографии. Цифровая фотография достаточно молода и страдает множеством изъянов. Для репортажной фотографии это не существенно, а для художественной достаточно критично. У аналоговой фотографии почти 200 летняя история со своими героями и легендарными объективами. К тому же я не могу похвастаться восторженным видением развития цифровых технологий в ближайшем будущем.

Крестьянская снедь. 2009 год. Украина. Камера «Краун-график». Размер 100х62 см. Тираж 1/12. Оптическая печать.    

    Если мы будем смотреть только в будущее, мы никогда не угонимся за ним. Мы будем лишь наступать на грабли, которые можно было бы избежать, если бы вовремя остановиться и применить свой опыт. Кстати, современное искусство такое рахитичное именно из-за того, что делается дёшево и на больших скоростях. Стремясь угнаться за изменяющимся миром, мы не можем увязать в единое целое яркие моменты своей жизни, будь то фантастические удачи либо творческие неудачи. Связать же воедино все знаковые моменты вашей жизни, можно, лишь оглянувшись назад. Поэтому, опираясь на события, которые оставили в памяти след, делаю осознанные шаги вперёд. Именно поэтому я не торопясь фотографирую камерой 1915 года выпуска на чёрно-белую плёнку 13х18 см.

Зелёный и зелёный. 1998 год. Украина,  камера Роллейфлекс, размер 100х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать.

- Как Вы видите место украинской фотографии в мире?

- Мы в самом начале пути. И мы никому там не нужны. И даже дело не в том, что англичане покупают англичан, немцы немцев, а украинцы почти никого из своих не покупают. Дело в глубокой вторичности, если не третичности, советских и постсоветских фотохудожников. И положа руку на сердце, можно констатировать, что корни этого явления тянутся с 19 века. Самые продвинутые наши фотохудожники не более, чем тень западной культуры. Но мириться с этим не хочется. Именно поэтому следует штурмовать западный рынок.

Интерьер покинутой мельницы 2013 год. Из проекта «Вилладж арт-лэнд». 2011-13 г. Украина. Камера «Краун-график». Размер 78х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать. From «Village art-land» project, 2011-13

    Существует ещё один любопытный аспект, о котором молодые фотографы не догадываются. На западе рынок искусства складывался столетиями. И кроме своих «сценарных условий», которые следует знать, там существует мировой кадастр имён в искусстве. А попасть туда можно лишь через выставки в хороших галереях и мировые аукционы. И лишь после этого начинать, если хватит сил, восхождение на вершину. По-другому не получится! По той причине, что о вас никто на мировом рынке не знает. И не узнает. Вывод нового имени художника на мировую орбиту, сопряжён не только с большими усилиями и правильными последовательными ходами, но и с заметными затратами: 150 тыс.- 1 млн. евро. Как ни странно, есть случаи, когда подобные средства тратятся на раскрутку украинских художников. И инвестиции отбиваются. Если инвестора пока нет, расстраиваться не следует. Просто надо тщательно рассчитывать каждый свой шаг и последовательно двигаться вперёд. Именно поэтому в прошлом году я с несколькими украинскими авторами выставлялся в Парламенте Великобритании.

«Дом овчара». 2013 год. Из проекта «Вилладж арт-лэнд». 2011-13 г. Украина. Камера «Краун-график». Размер 78х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать

- Долгое время считалось, что фотография - это не искусство. Затем пришли к выводу, что, пожалуй, искусство, но декоративное и не серьёзное. Интересно Ваше мнение на этот счет.

- Разумеется, что художественная фотография - это искусство. И здесь правила поведения точно такие же, как и на арт-рынке. Во-первых, этим должны заниматься профессионалы,  во-вторых должен существовать внутриукраинский рынок коллекционеров. Потому что человек, который коллекционирует графику, никогда не будет вкладывать деньги в покупку живописи. Мы у самого начала пути. А по поводу салонной любительской фотографии могу сказать, что, как правило, снимки сделаны случайно, повторить результат авторы не в состоянии. Остаётся надежда на удачу и фотошоп. После просмотра большого количества любительских фотографий остаётся послевкусие ярмарочного лубка.

«Советская ферма. 1953.» 2013 год. Из проекта «Вилладж арт-лэнд». 2011-13 г. Украина. Камера «Краун-график». Размер 78х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать. From «Village art-land» project, 2011-13

    Когда-то арт-дилеры провели любопытный эксперимент. Взяли работы современных профессиональных художников, работающих в стиле нефигуративной абстракции и подобные работы пациентов психиатрической клиники. Казалось бы, вот буйство цвета, пятен и разлитой по полотну краски! Но, как ни странно, посетители выставки безошибочно отобрали работы профессионалов. Потому что те владели ритмом, композицией и цветом.

   Я думаю, что эти все сложности не должны нас пугать и длинный путь начинается с маленького первого шага.

Покинутая мельница. 2013 год.  Из проекта «Вилладж арт-лэнд». 2011-2013 г Украина. Камера «Краун-график». Размер 80х100 см. Тираж 1/12. Оптическая печать. From «Village art-land» project, 2011-13      

Школа юного десантника. «Школа юного десантника», 2002 год. Украина. Камера Лейка. Фрагмент негатива. Размер 50х60 см. Тираж 1/12 шт. Оптическая печать. «School of yong Marine’s», 2002. Ukraine. Camera Leica. A fragment of a negative. Size 50x60 cm. Edition 1/12. Optical print. ​Каталог выставки «Ukrainian photographers members of the Royal Photographic Society of Great Britain». 2013 год  

Материалы поданы автором.   

 

 

 

 

 

 

.

комментарии
ТОП Интервью
17/09

Митці Микола та Марина Соколови.  Інтервюер: Дана Пінчевська   Д. П.: Вітаю вас з майстерні відомих київських митців, — художника Миколи Соколова та його дружини, Марини.  М. ...

Календарь
26/01

3 26 січня по 6 лютого у ЦСМ «Білий Світ» відбудеться виставка живопису Світлани Лопухової «VARIO TEMPORE ET VARIO MODO», що у перекладі з латини означає «У різний час і по-різному». Ця ...

27/01

Art People.Space приглашает прослушать онлайн-лекцию "Густав Климт. Модерн в живописи". «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, ...

28/01

ЩЕРБЕНКО АРТ ЦЕНТР ПРЕЗЕНТУЄ ВИСТАВКОВИЙ ПРОЄКТ ПЬОТРА АРМЯНОВСЬКОГО «ТОЧКА І КРАЄВИД: НАРОДНИЙ МУЗЕЙ АВДІЇВКИ» 28.01.2021 — 20.02.2021 «Точка і краєвид: Народний музей ...

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Проверочный код *
Восстановить пароль
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации. Вам будет отправлено письмо с дальнейшими рекомендациями.
Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: 044-331-51-21
Авторизация
Регистрация
* Обязательно для регистрации на ресурсе
** Обязательно для выставления лотов
Пароль должен иметь длину не менее шести знаков; содержать комбинацию как минимум из трех указанных ниже знаков: прописные буквы, строчные буквы, цифры, знаки препинания; не должен содержать имени пользователя или экранного имени.
Проверочный код
правила ресурса *
условия аукциона **