Наверх
Меню
Меню
Мнение эксперта
06/01
Виктор Муси. О Париже и не только. Часть 2
Viktor_Musi 1.jpg
Viktor_Musi 1.jpg

Виктор Муси. О Париже и не только. Часть 2

Продолжение. Первую часть смотрите здесь.

 

Виктор Муси в своей парижской мастерской во время подготовки к своей выставке-ретроспективе «Vingt-5. 1986 - 2011, 25 année création picturale»

 

 

 Информационное освещение событий на арт-рынке у нас и в Европе – чего не хватает Украине и как улучшить ситуацию?  

 

 Я не могу дать объективную оценку информационному освещению событий на «арт-рынке» в Украине потому, что я вообще не смотрю украинское телевидение и не читаю украинскую «Арт-прессу» и очень-очень редко просматриваю западную.  Сейчас, правда, чаще, в связи с последними политическими событиями и событиями в зоне АТО, пытаюсь как можно больше читать нашу украинскую прессу (интернет), освещающую именно эти события.  Для меня это сейчас важнее, чем статья в украинской газете о биеннале в Венеции.

 Вы знаете, официальная арт-пресса вообще никогда в полной мере не отражала ситуацию в искусстве и очень часто была необъективной, а сегодня, когда мы живем в эпоху «мондиализации и тотальной коммерциализации искусства», это стало для нее вообще  невозможным. Тем более, что практически вся международная официальная арт-пресса  является частной.

  Подтверждением этому является то, что художники во все времена имели свой «Самиздат» (свою газету или журнал), в котором обычно они печатали свои «Манифесты» и где выражали свою позицию в искусстве (часто совершенно противоположную официальной арт-прессе), а также приглашали в них независимых критиков, для выражения своей позиции.

   Поэтому для меня наилучшей арт-прессой, назовем это информационной площадкой, в Париже является общение с галерейщиками, комиссарами выставок, искусствоведами, критиками искусства, художниками. Мне пришлось общаться здесь практически со всеми художниками, о которых сейчас много говорят, и которые делают первые обложки всех международных газет и журналов. И, поверьте мне,  их позиция в искусстве очень часто отличается от той, которую им приписывают в арт-прессе.

 

Что вы скажете об арт-критике – какова ее роль в продвижении и популяризации современного искусства и ее состояние в Украине.

 

    Сейчас об искусстве говорят и пишут все, и все пишущие об искусстве считают себя арт-критиками. Но необходимо понимать, что есть арт-критика и арт-критика. Заметка в прессе о выставке художника – это не статья о нем, а статья о художнике – это не всегда арт-критика. 

   Арт-критики в свое время возникли как мост между художниками и зрителями и воспринимались обществом так же серьезно, как и историки искусства. Во Франции они появились только после французской революции, с появлением первых так называемых «Открытых салонов» (первый из них состоялся в «Музее Лувр»), где художники-академики показывали простой публике, не имеющей определенных знаний в искусстве, свои произведения (до этого все выставки проходили в стенах Академий художеств при закрытых дверях). Затем разбираться в искусстве стало еще сложнее: появились первые независимые салоны, где выставлялись художники, не вписывающиеся в Академические рамки. В Париже это «Salon des refusés» 1863 («Салоны отверженных») и поэтому арт-критики стали еще больше востребованы обществом. Арт-критиками первоначально были очень известные писатели, уже имеющие вес и имя в обществе, подрабатывающие написанием статей для этих салонов и художники, которые там экспонировались. А с появлением в начале 20-го столетия очень большого количества газет и журналов (которые в то время были чуть ли не единственным источником и носителем информации) и появлением новых стилей и направлений в искусстве (авангарда, а затем и модерна и т.д.) арт-критики стали просто незаменимы, так как они были для массового зрителя единственной опорой в понимании произведений искусства. Но в 60-х годах с появлением «концептуализма» их работа ставилась уже под вопрос, так как она оказалась в оппозиции самому принципу «концептуального искусства», где предмет говорит сам за себя.

 Именно арт-критики дали название нескольким новым стилям или направлениям в искусстве, которые были приняты самими художниками этих направлений, к примеру, таким, как «fauvisme» или «trans-avant-garde» («фовизм» и «транс авангард»). Но, к сожалению, на рубеже столетий, с появлением новых видов передачи информации и новых быстрых способов свободного общения (таких, к примеру, как интернет), а также появлением огромного количества носителей платной рекламы, в том числе и в искусстве, необходимость и значимость арт-критиков ставится многими под вопрос. Это в большей мере связано с тем, что их звено в цепочке «художник – арт-критик – массовая публика» утратило сегодня свое прежнее положение фаворита. И это привело к тому, что за ними сегодня остается самая тяжелая и неблагодарная работа – это попытка уловить совершенно новые тенденции в искусстве, а это, при таком разнообразии стилей и направлений в современном искусстве, практически невозможно. Поэтому сейчас на Западе многие арт-критики не пишут об «искусстве вообще», а имеют в искусстве свою узкую специализацию.

   Но, я считаю, что именно в данной ситуации  их работа просто необходима. Они необходимы в искусстве, и, тем более, в современном украинском искусстве, которое только начинает о себе заявлять. Украине просто необходим хотя бы один арт-критик современного искусства международного масштаба, с мнением которого будут считаться в международной арт-среде, и которого будут приглашать с докладами на все международные конференции и симпозиумы по современному искусству. Но не для доклада о состоянии современного искусства на Украине,  а именно и только потому, что его позиция или его мнение считается важным и необходимым. Именно такой человек сможет обозначить реально состояние современного украинского искусства и обозначить новые тенденции и направления в нем (если они, конечно, есть или возникнут) и  донести их до мирового сообщества.

 

Один из выдающихся арт-критиков 20-го века Пьер Рестани

 Таким был в Англии арт-критик Лоуренс Эллоуэй,  давший первым название и определение стилю «поп-арт», в Италии таким является Achille Bonito Oliva (Акилле Бонито Олива), который ввел в мировое искусство термин «trans-avant-garde» («транс авангард»). Во Франции таким был Pierre Restany (Пьер Рестани), который был стержнем группы художников «Nouveaux réalistes» («Новые реалисты») и о котором Энди Уорхол когда-то сказал: «Это не атр-критик, это просто Миф!». Этот арт-критик был незаменимой фигурой французской и мировой арт-среды середины и конца 20-го столетия.  Он  написал большое количество эссе и философских трактатов по искусству, которые вызвали в свое время огромное количество дискуссий, так необходимых в искусстве.

Такие арт-критики Украине просто необходимы в данный момент, те арт-критики, которые смогут поднять дискуссию о состоянии современного искусства в Украине. Дискуссия, которая просто необходима сейчас не только украинским коллекционерам и любителям современного искусства, но и самим  украинским художникам.

 

Опыт участия в выставочных проектах, приобретенный Вами в Европе – насколько применим к украинским реалиям?

 

  Сразу хочу вам сказать — я очень не люблю это слово «проект». Тем более, когда его употребляют в отношении выставки живописи, графики, скульптуры или фотографии, для того чтобы придать своей работе большее значение и придумывают при этом ему громкое название, ну, например, проект: «Диагональность непредвиденного крика тишины» или «Параллельность яблочного круга испытаний», или «Прозрачность светофорной теплоты пробегающего мимо». Если кто-то таким образом хочет поиграть словами, то пусть вспомнит, что основатель сюрреализма Андре Бретон это делал еще полстолетия назад. А почему не так: «Я сделал серию картин (фотографий, скульптур или рисунков), объединенных одной темой (или одним изобразительным приемом) и хочу сделать выставку?» Это все равно, что сказать: «с … года  по …. год Пикассо работал над проектом «Кубизм», а художник Магрит всю жизнь проработал над проектом «сюрреализм» или еще сказать так: «лучшим проектом» Марсель Дюшана был его знаменитый писсуар». Вот, например, сейчас в Париже, в «Monnaie de Paris», проходит выставка «La Chocolate Factory» известного американского художника PaulMcCarтhy (Пол Маккарти). Он всем известный в арт-среде провокатор – но почему-то это называется просто словом «выставка».

  Так вот, мой опыт выставочной деятельности на протяжении 25 лет, применим ли он на Украине? В плане организационных вопросов сейчас все одинаково: отбор работ, выставочная площадь, свет, развеска, каталог, вернисаж.

  Я – живописец и имею узкую специализацию в изобразительном искусстве, где мало говорят, а больше показывают и смотрят. Тем более, что я живописец, который придерживается определенных принципов в искусстве. И очень часто я выставлялся с организаторами, которые полностью разделяют со мной эти принципы и не «прокатывают известные имена», а ищут новые. Как бы это ни было странно, но устроители таких выставок существуют, даже среди очень известных кураторов современного искусства.  Кстати, вот один из примеров, подтверждающий это. В 2012 году я получил, совершенно неожиданно для меня, приглашение принять участие в «Séance Solennelle 2012» – «Académie des Beaux-Arts» de France (Торжественное заседание «Французской Академии художеств»), которое проходило под знаменитым куполом одного из самых престижных научных заведений в мире «l’Institut de France.»

Торжественное заседание «Французской Академии художеств» 2012 год

    Поэтому единственное, что я могу сказать, это то, что здесь каждый раз, когда я принимал участие в выставках или готовил групповую или персональную выставку, то первый вопрос ко мне галерейщиков или комиссаров выставок был всегда один и тот же (не глядя на «рекорды» и биографию): «Могу ли я сначала посмотреть ваши работы? (и желательно в «живую» в мастерской)», а потом уже все остальное. И, если я вписывался в общую концепцию данной выставки, то мы работали вместе. Серьезные выставки – это не базар, где при отборе подходят и спрашивают: «А Вы дорогой художник?», «А сколько Вы стоите?», «А вы по рейтингу на каком месте?» Это обычно выставки, объединенные определенной темой, стилем или техникой, куда организаторы подбирают соответствующих художников. На Западе нет таких выставок, как например «Самые дорогие художники Германии» и т.д. И не существует, как я думаю, ни в одной стране мира публикаций «рейтингов» среди художников, в жюри которого входят эти же художники.  Применим ли этот опыт в данный момент на Украине? 

 Выставят ли украинские организаторы молодого украинского художника с украинской глубинки: не модного, не рейтингового, не «аукционно-рекордового», без гран-при и премий  и совершенно неизвестного в данное время, на организуемой ими международной выставке только потому, что он делает что-то интересное?

 На свою первую международную групповую выставку в Париже в 1998 году, посвященную защите прав человека, я был отобран именно таким образом.

 

Какие выставочные проекты Вы реализовали в последнее время?

 

  2011 год выставка «Vingt-5. 1986 - 2011, 25 année création picturale», которая проходила в одном из замков графства Люксембург. Мне было выделено 2 зала, один из которых был около 2 000 кв.м. Это была выставка - ретроспектива, посвященная 25 летнему юбилею моей творческой деятельности. Они очень редко предоставляют место для масштабных персональных выставок. В тех же залах несколько лет перед этим состоялась персональная выставка известного китайского художника Zao Wou-Ki (Чжао Уцзи), представителя «Новой Парижской школы».

Общий вид замка в Люксембурге, в котором проходила выставка-ретроспектива Виктора Муси «Vingt-5. 1986 - 2011, 25 année création picturale»

В начале того же 2011 года состоялась моя персональная выставка в «OCDE» («ОЭСР» - Организация экономического сотрудничества и развития) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики, членами которой являются 34 страны мира. Моя выставка была организована по случаю 50-летия “ОЭСР”, в Выставочном зале Штаб-квартиры этой организации, расположенной  в Париже в замке «Шато де ла Мюетт». Мне, конечно же, было приятно, что для такой круглой даты был выбран именно я.                                                                            

  Ну, а моя первая персональная выставка на Западе состоялась в 1991 году. Она была организована в пригороде Бонна (тогда еще столицы Западной Германии) при большой поддержке советского диссидента Льва Копелева. Его документальные высказывания о моем творчестве и фотографии этой выставки до сих пор хранятся  в моих архивах.

Виктор Муси в своей мастерской в Париже. 2009 год

  У меня были периоды, когда я делал в год по 10-15 выставок (как групповых, так и персональных), причем в разных странах Европы и моя мастерская напоминала мне багажное отделение: запаковал-отправил, получил-запаковал-отправил. Это меня очень раздражало, потому что это мешало мне сосредоточиться на работе, но это дало свои результаты. На данном этапе я отошел от регулярной выставочной деятельности, что позволяет мне большее время посвятить работе в мастерской. Сейчас у меня совершенно другой метод работы — я, как говорится, «наработал» людей, с которыми я сотрудничаю: это и «Les marchands d'art» (люди, покупающие и продающие произведения искусства), и коллекционеры современного искусства. Пока меня это устраивает.

Есть такой известный художник Кристо (Christo), который работает вместе со своей супругой (все свои работы они подписывают  «Christo et Jeanne-Claudе»). Несколько лет назад я познакомился с ним во время конференции, организованной по случаю презентации его произведения «Over the river» (1992 год) в аукционном доме «Christie’s» в Париже. Я ему рассказал о тех трудностях, с которыми каждый раз сталкиваешься  во время организации выставок. Ну, а он мне рассказал о своем опыте: вот, чтобы, к примеру, реализовать свою идею - затягивание тканью немецкого Рейхстага в 1995 году (его инсталляция длилась всего несколько дней с 23 июня по 7 июля), ему понадобилось 24 года. Свой первый эскиз этой идеи он сделал в 1971 году. Так что, как всегда, более важно не количество, а качество.

  

 «Christo et Jeanne-Claudе». Рейхстаг, Берлин. 1995г.

И, вообще, я стал более серьезно относиться к выставочной деятельности, предпочитаю в данный момент больше времени уделять теоретическим вопросам искусства и, в частности живописи. Вот сейчас мне  попалась очень интересная книга «Изучение цвета в Японии».

  Тем более, в связи с полной коммерциализацией современного искусства, возникшей совсем недавно и введением в него международной системы «Фабрики звезд», в которой ценность художника прямо и только зависит от количества инвестированных в него денежных средств, я решил не участвовать в этом «черном периоде искусства», а просто его пропустить.

 

 Вы предпочитаете выставляться за рубежом или есть желание принять участие в выставках и в Украине?

 

  Я как-то об этом не думал - Украина или Запад. Последняя выставка, в которой я принимал участие на Украине, была проведена в 1992 году. Это была выставка «Современное украинское искусство», которая проходила в «Центре современного искусства» Йельского университета, Нью-Йорк, США и выставочном центре «Шоат-Розмари центр» Нью-Йорк, США, которая была организована при активном участии ООН. 

    Это была самая первая и, пожалуй, самая крупная выставка современного украинского искусства - в ней принимали участие 72 живописца и 23 графика со всей Украины.

Каталог выставки «Современное украинское искусство», Нью-Йорк, США. 1992г.

  У меня также было предложение несколько лет назад сделать мою персональную выставку в Киеве, в «Музее Шевченко». Мне предложили 2014 год, год 200-летия со дня рождения Т.Г.Шевченко. Мне только необходимо было позвонить, дать свое согласие и уточнить даты. Я долго размышлял над этим предложением и все-таки отказался. Почему? Это «Музей Шевченко» и юбилейный год Шевченко и для того, чтобы эта выставка прозвучала, необходимо было серьезно подготовиться и все хорошо продумать, в том числе, и общую концепцию выставки. Времени было мало,  всего год, и поэтому у меня был выбор: или быстро «наклепать картинок под тему» - это я считаю не серьезно, или отказаться. Я предпочел отказаться.

Когда-то в Париже, на открытии одной из украинских выставок, я познакомился с Гендиректором "Мистецького Арсенала" Натальей Заболотной, которая меня приглашала принять участие в выставках, организовываемых в «Мистецком Арсенале». Тем людям, с которыми я работаю, это не интересно, значит, для этого мне было необходимо отложить все дела и поехать в Киев и т.д. Вы знаете, ведь любая выставка, маленькая или большая, это всегда огромная масса подготовительных работ, которые иногда занимают больше времени, чем сама выставка. А у меня даже в Париже порой нет времени пойти на интересующую меня конференцию или выставку.

 

В чем различие работы украинских и европейских кураторов, арт-менеджеров?

 

 Боюсь вам дать необъективную оценку, потому что мне пришлось общаться только с несколькими кураторами и арт-менеджерами с Украины, привозившими в Париж выставки.

   Поэтому я отвечу Вам по-другому.

  Вы знаете, я люблю людей, обладающих профессиональными знаниями, не зависимо от того, куратор это или арт-менеджер, украинский он или европейский. Вот один пример: у меня есть очень хороший знакомый, куратор, музейный работник, хранитель и историк искусства, 22 года проработавший главным хранителем «Le département des Objets d'art» (департамента «Обьекты искусства») «Музея Лувр», пожалуй, самого сложного и самого представительного в музее. Это специалист мирового уровня с энциклопедическими знаниями. Недавно Украина привозила выставку украинского скульптора второй половины XVIIIв. Пинзеля, которая экспонировалась в «Музее Лувр», в одном из залов департамента, которым он заведовал в свое время. Когда мы встретились, он мне с полным знанием вопроса рассказал, какой сюжет и стиль скульптур Пинзеля, какого размера скульптуры, какая техника исполнения, какого они цвета, какие сорта дерева использовались для этих скульптур и какие инструменты использовались скульптором и т.д.

Французский куратор принимает выставку украинского скульптора 18-го века и знает о нем все – вот мой ответ, как нужно работать куратором. Такие кураторы мне нравятся.

Или, к примеру, я знаком с очень известным искусствоведом, который был в 80-тих годах куратором всем известных  выставок «Париж–Берлин», «Париж–Москва», «Париж–Нью-Йорк» и «Париж–Париж». Выставка «Париж-Москва» проходила в 1981 году в музее Пушкина в Москве и люди стояли по несколько суток в очереди, чтобы увидеть работы Сезанна и Пикассо. Последнюю выставку которую он курировал несколько лет назад в Центре Помпиду, это была выставка «Итальянский футуризм». Ксати, он написал несколько лет назад очень интересную книгу «Авангард 20 столетия», где он рассматривает авангард как общее культурное явление, имеющее одновременно место в литературе, кино, театре и музике, а также в изобразительном искусстве.

Выставка работ украинского скульптора 18-го века Пинзеля в Париже, музей Лувр

 

     А арт-дилеры?

 

  Это так же, как и с арт-критиками: есть арт-дилер и арт-дилер, смотря, что под этим вопросом подразумевать.

Что было легче ориентироваться в этом вопросе, я всегда привожу в пример  фотографию, сделанную Жаном Пигоцци в 1991 году на своей яхте, на которой запечатлены Ларри Гогосян, Чарльз Саатчи и Лео Кастелли во время беседы. Это было 23 года назад - и это те люди, которые до сих пор являются самыми крупными арт-дилерами в мире. (Лео Кастелли  умер в 1999, но его галерея и его последователи  работают и сейчас). Вообще слово « Арт-дилер » употребляется во Франции не часто, в этом значении больше употребляется слово «marchand d'art» (слово «marchand» во французском языке означает « торговец » и происходит от слова «marche» - «рынок» и оно подразумевает человека работающего на «marche d'art » - «рынке искусства».)

Ларри Гогосян, Чарльз Саатчи и Лео Кастелли во время беседы на яхте Жана Пигоцци в 1991 году. Фото - Жана Пигоцци

  Арт-дилер для меня это, прежде всего, галерейщик. И это, прежде всего, крупный коллекционер.

 На сегодняшний день 10 самых крупных мировых арт-дилеров  с милиардными оборотами - это галерейщики, хотим мы этого или нет. Одна у них галерея или десять, но галереи у них есть. Кстати,  у Гогосяна их на данный момент 12.

  Это позволяет им быть независимыми ни от кого. Иначе где Вы будете на протяжении десятка лет «защищать» своих художников и отстаивать свои взгляды на искусство? Где Вы будете формировать своих клиентов, знакомить их с экспертами и арт-критиками? Куда Вы сможете пригласить их после очередной арт-ярмарки, чтобы показать еще раз понравившиеся им произведение искусства?

Можно, как говорится, «протянуть» и всю жизнь, выставляя художников только на арт-ярмарках - это позволяет в некоторой степени расширить круг знакомств и показать художника большему количеству любителей искусства. Но у хорошего «Мarchand d'art» всегда начинается узкая специализация: антиквариат, обьекты искусства определенного периода или современное искусство. Если этот арт-дилер выходит в своей работе на определенный уровень в арт-обществе и определенный ценовой уровень, то наступает время, когда ему становится просто неприлично вытягивать «из кармана» и показывать коллекционеру произведение искусства. Такие маршаны переходят в ту категорию людей, которым иметь свою галерею просто необходимо. Поэтому, чем раньше арт-дилер начинает иметь свою галерею, тем лучше. Это своего рода легализация своей деятельности или, если хотите, официальная заявка: «Я - арт-дилер!». Кстати, Лео Кастелли открыл свою первую галерею в Париже, когда ему было чуть больше 30 лет, но уже до этого он имел свою большую коллекцию. 

Миллиардер, филантроп и коллекционер Жан Пигоции и Виктор Муси. Париж, 2014 год. 

  Очень важно заметить в этом вопросе одну деталь - настоящий  «Мarchand d'art», или как вы называете, арт-дилер, представляет большое количество художников и обязательно из разных стран. Опять же, к примеру, Гогосян предлагает работы 122 художников почти со всего мира. А Чарльз Саатчи даже открыл специальный сайт, где любой художник с любой страны может представить свою работу. В своих галереях он предоставляет иногда место для различных выставок художников, с которыми он не работает, как это было в случае выставки «Дни украинской культуры в Великобритании», когда зал был предоставлен украинским художникам.

   И еще  очень важная деталь,  которую нельзя не отметить в данном случае -это то, что настоящий арт-дилер имеет свою определенную точку зрения в искусстве, а, значит, он отстаивает определенный стиль, или направление в искусстве. Тот же Лео Кстелли занимался абстрактной живописью -  начал с Кандинского и вошел в историю как самый известный промоутер «l’expressionnisme abstrait américain»,  хотя и выставлял у себя поп-арт, концептуальное искусство и минимализм.

 Во Франции, как хороший пример Арт-дилера с большой буквы, можно вспомнить Denise René (она скончалась несколько лет назад). Она, может, и не так часто появлялась на страницах СМИ, но очень известна профессионалам и знатокам искусства. Это очень известная парижская галеристка и коллекционер, которая занималась художниками, работающими в стиле «Art Cinétique» и « ArtConstruit». В начале своей карьеры она работала с Соней Делоне и Робертом Делоне. Ее галерея насчитывает сейчас больше 70 художников, работающих в данном направлении в изобразительном искусстве, и с ними после ее смерти продолжают работать ее последователи. Недавно в Париже в «Град Пале» проходила большая выставка «Динамо», которая была посвящена этому направлению в современном искусстве. На ней были представлены, в основном, художники, которых выставляла именно Rene.

Если арт-дилер представляет или раскручивает 2-3 художника - это не арт-дилер, это больше, как называют их во Франции, «L’agent artistique». Или, если хотите, импресарио или еще говорят арт-менеджер (этому есть четкая классификация: человек, занимающийся продвижением карьеры одного или нескольких артистов, в нашем случае, художников - организация их рекламы в прессе, организация их выставок, публикация каталогов, продажа их картин на аукционах  и т.) 

Один из парижских блошиных рынков

   Есть в Париже и другой уровень «marchand d'art», которых я  называю «бойцами невидимого фронта».

 У них нет своих галерей, и они не присутствуют «официально» со своими стендами на ярмарках и салонах искусства, но они знают «где найти» и «кому продать». Это те «marchand d'art», которые работают на французском рынке искусства ежедневно. В 5 часа утра, когда еще темно, вы сможете их увидеть с фонариком в руках на  стендах на «блошином рынке», чтобы быть первым и ничего не пропустить. В 10-11 часов на каком-то аукционе - «а вдруг интересующая вещь продается не дорого», после обеда в мастерской знакомого художника или скульптора – посмотреть, что есть новенького. А вечером они ужинают в ресторане с клиентом, приехавшим за интересующим его произведением искусства. Их, по сравнению с предыдущими, намного больше. Это очень прочное и четкое звено в цепочке продавец-покупатель и очень часто это не обязательно работа с художником.  И, если Вам надо, они Вам найдут интересующий вас объект искусства, будь-то редкая ваза Галле или скульптура Альберто Джакометти.

 

Меняются ли Ваши философские, мировоззренческие взгляды и как это отражается на творчестве, на создании новых работ?

 

 Да, очень. И меняются каждый день. С момента моей первой выставки на Западе и по сегодняшний день. Я живу в особом городе – я вам уже рассказывал, что собой представляет рынок искусства в Париже. То же самое происходит в Париже и в высокой моде, на театральной сцене, в литературе, музыке. Каждый день, если не каждый час что-то происходит – все самое интересное, самое лучшее и, безусловно, все это оказывает влияние.

   Но очень большое влияние на мое мировоззрение оказали и оказывают люди, с которыми мне посчастливилось встречаться. И я благодарен своей судьбе за то, что она предоставила мне такую возможность. Среди моих знакомых есть вице-адмирал и жокей, повар в ресторане 4 звезды и политик, самый известный галерейщик в мире и известный писатель, основатель дома Высокой моды и актер...

Виктор Муси и внук Пабло Пикассо - Olivier Widmaier Picasso. Париж. 2013

Первым моим сюрпризом было знакомство в Париже с американским астронавтом Edwin Eugene Aldrin junior или, как его еще называют, Buzz Aldrin  (Базз О́лдрин). Когда я жил в Украине, у меня был дома телескоп (конечно же, любительский) и я часто занимался изучением звёздного неба и луны, причем считал себя в этом специалистом. Я пытался ему целый вечер рассказывать о лунных кратерах, а он шутил и рассказывал о том, как он ходил по Луне. Потом каждый раз при новой встрече он проверял меня на знание названий лунных кратеров и морей.

Или, к примеру, величайший математик и геометр нашего времени, лауреат «Абелевской премии», («Нобелевская премия» в математике), Micha Gromov (Михаил Леонидович Громов).  И это только часть примеров тех людей, с которыми мне посчастливилось встретиться и которые оказали существенное влияние на мое мировоззрение.

На встрече с Михаилом Громовым

Вы знаете, даже мы сами ежедневно оказываем на себя влияние. Недавно произошло самое большое революционное открытие в биологии, которое называется «Pi-genetique» - Modelisation de l’expression genetique bactеrienne»» и которое было выдвинуто на соискание Нобелевской премии.  Мы влияем на свой ДНК в течение жизни, он не меняется полностью, но частично - да. «Pi-genetique» - это модуляция генов в зависимости от нашей с Вами повседневной жизни: от того что мы едим, занимаемся ли спортом, счастливы ли в жизни, как переносим стрессы, кто нас окружает на работе и дома.  

Что же касается творчества - это особый вопрос. Я, и это очень важно подчеркнуть, живу в городе, где каждый день необходимо подтверждать, что ты существуешь как художник. Мне это очень нравится. Немного заснул на «лаврах» и начинаешь все заново.

Католические монахини на персональной выставке Виктора Муси  в 2011 году. Chateau de Vianden Grand Duche de Luxembourg

 Вначале (это был 1991 год), было полное неприятие и категорическое отрицание того, что происходит в искусстве. Затем была, как говорится «ломка» - очень тяжелый процесс переосмысления всего того, что делал раньше и делаешь сейчас (кажется, что все не то и не так). Ну, а затем наступило полное убеждение в том, что надо делать то, что нравится и так, как нравится. Иначе в гонке за модными тенденциями в искусстве теряешь самого себя и начинаешь просто зарабатывать деньги: модно фотография - заработал на фото, необходимо иметь видео для того, чтобы взяли на престижную выставку - сделал видео, актуально перформанс - сделал на конкурсе перформанс.

Я занимаюсь исключительно живописью и графикой, то есть тем, чем заниматься сегодня в искусстве совершенно «не модно». Это те виды изобразительного искусства, которыми до меня занимались не одно столетие и где, как кажется, все уже сделано и все уже сказано. И мне многие говорили по этому поводу, что это пройденный этап и живопись уже отжила свое время в искусстве

   Но я считаю, что чем сложнее найти что-то новое, тем интересней. Кстати, Миша Громов сказал на конференции, и с ним были согласны все присутствовавшие ученые, очень интересную фразу, которую можно применить в данном случае: «Нет ни одного вида человеческой деятельности, который был бы раскрыт до конца  и исчерпал себя. Это математически невозможно. Это как звездное небо - мы видим так далеко, насколько сегодня нам позволяет телескоп и считаем, что дальше ничего нет. Чем больше человечество открывает в каком-то виде деятельности, тем шире открывается новый горизонт. Это не логика, это математика, это неизбежно».

По этому же поводу очень известный сейчас немецкий художник Gerhard Richter  (Герхард Рихтер) в предисловии к своей выставке-ретроспективе в «Центре Помпиду» сказал так: "Продолжайте рисовать. Многие люди считают, что другие методы являются более привлекательными: поставил экран в музее, и никто больше не смотрит на картины. Но моя профессия живописец. Это то, что всегда интересовало меня больше всего... Я по-прежнему убежден, что картина является одним из самых фундаментальных человеческих навыков, таких как танцы или пение, которые имеют смысл, который остается всегда в нас, как нечто человеческое".

  

Немецкий художник Герхард Рихтер

   Во Франции была издана несколько лет назад книга Миши Громова «Introduction aux Mystères», в которой он ведет диалог с величайшими мыслителями мира, такими как Платон, Дарвин, Анри Пуанкаре и т.д. В ней звучит очень интересная фраза, которая относится в книге к величайшим философам и математикам: «Мы очень осторожно должны выбирать свои слова и действия, так как они могут увести нас в сторону от основного и повести нас по совершенно ложному пути». Я думаю, эта фраза сейчас очень важна для еще молодого украинского арт-рынка, который начинает только развиваться. Потому, что путь «рейтингов», «раздачи премий и призов» и очень быстрых, иногда совершенно неоправданных «аукционных рекордов» может увести его «в сторону» и через 10 — 15 лет на Украине может не оказаться ни одного художника или художественного движения, вошедшего в историю мирового искусства.

                                                          *       *      *     *      *

Р.S. После конференции в частной беседе я разговаривал с Мишей Громовым об искусстве и о живописи, в частности (принципы построения пространства на холсте и проблемы цветового восприятия), так как мне очень важно было мнение такого известного во всем мире человека по этому вопросу. Он долго меня слушал, а потом просто сказал: «Это должно быть действительно интересно - это целая вселенная во вселенной. Я очень сожалею, что я не имею никаких знаний в этой области. Чтобы ответить вам на этот вопрос, я должен его серьезно изучить».

И я думаю это должно стать лозунгом всех тех людей, которые занимаются или хотят заниматься искусством.

 

 

комментарии
Календарь
21/08

З 21 серпня по 2 вересня у Центрі Сучасного Мистецтва «Білий Світ» проходитиме проект-дослідження українських художників під назвою «Парадний Портрет», приурочений до ...

23/08

«Зухвалий виклик» генія шістдесятих 23 серпня у виставкому залі аукціонного дому «Золотое Сечение» (Київ, вул. Первомайського, 4) відкриється персональний проект одного з найунікальніших ...

23/08

Степан Кучерявий Приватна метафізика   Клубок суперечностей. Сума непоєднуваного і поєднання несумісного. Його творчість відкрита і герметична, відверта та іронічна. Піднесена і огидна, ...

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Проверочный код *
Восстановить пароль
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации. Вам будет отправлено письмо с дальнейшими рекомендациями.
Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: 044-331-51-21
Авторизация
Регистрация
* Обязательно для регистрации на ресурсе
** Обязательно для выставления лотов
Пароль должен иметь длину не менее шести знаков; содержать комбинацию как минимум из трех указанных ниже знаков: прописные буквы, строчные буквы, цифры, знаки препинания; не должен содержать имени пользователя или экранного имени.
Проверочный код
правила ресурса *
условия аукциона **