Наверх
Меню
Меню
Мнение эксперта
14/02
Как показать «невидимость» и попасть на Венецианскую биеннале: Михаил Рашковецкий – о форуме, его участниках, и «закулисных» механизмах
in art18.jpg
in art18.jpg

Как показать «невидимость» и попасть на Венецианскую биеннале: Михаил Рашковецкий – о форуме, его участниках, и «закулисных» механизмах

В 2015 году Венецианская биеннале будет проходить уже 56-й раз. Как становятся куратором на таком значительном форуме? На интригующий вопрос изданию Артхив ответил Михаил Рашковецкий — искусствовед, арт-критик, сокуратор, в частности, национального павильона Украины на 45-й Венецианской биеннале. Интереснейшая беседа о современном искусстве прилагается!

Михаил Рашковецкий — искусствовед, арт-критик, сокуратор Одесской биеннале современного искусства, сокуратор национального павильона Украины на 45-й Венецианской биеннале, куратор Музея истории евреев Одессы

 

 

 

 

 

 

 

 

— Михаил, в чем особенность этого форума и его притягательность для стран-участниц, в частности — Украины?

— Как независимое государство Украина участвует в биеннале с 2001 года. У Венецианской биеннале есть одна особенность, которую очень многие критикуют: это — форум национальных представительств. Есть, конечно, и целый ряд параллельных проектов, какие-то отдельные художники или группы художников, которые не обладают статусом национального павильона. Но основная программа — это национальные проекты, что отличает Венецианскую биеннале от других художественных форумов. Многие это критикуют, потому что в настоящее время искусство наднационально,и объединения, коллоборации художников происходят не по принципу национальной принадлежности. И, тем не менее, Венецианская биеннале остается одним из наиболее авторитетных художественных форумов. Ответственным за официальное участие в этом биеннале является правительство страны-участника.

 

 

В 2013 году впервые был представлен павильон Ватикана (курировал сам Министр культуры Ватикана кардинал Джанфранко Равази). А вот Ай Вевей представлял… Ай Вевея: инсталляция «Взрыв».

 

 

 

 

 

 

 

 

Венецианский проект (2011 г.) Оксаны Мась(Одесса, Ильичевск) под названием Post-vs.-Proto-Renaissance из раскрашенных пасхальных яиц. Это своеобразная копия Гентского алтаря братьев Губерта и Яна ван Эйков. Буковые яйца расписывали в 50 странах мира, автор каждой росписи изобразил свои грехи. В Венеции было представлено несколько фрагментов проекта из 12 800 яиц. В завершенном виде алтарь (92 метра высотой и 134 — шириной) планируется изготовить в течение нескольких лет, для чего понадобится 3 миллиона «писанок».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Скажите, а кто назначает кураторов национальных представительств,«партия и правительство»?
— Во многих случаях комиссар биеннале — это представитель авторитетной институции в области современного искусства. В большинстве стран существует «экспертное сообщество». И если в этом сообществе возникают дискуссии, то правительство, — даже если в нем есть министерство культуры, — не является указчиком для этого экспертного сообщества. Правительство лишь выполняет свои финансовые обязательства и представительские функции.

— Тогда проясните для нас ситуацию по Украине…
— В Украине нет механизма, определяющего порядок отбора кураторов. В 2001 г. право отбирать участников было предоставлено Центру современного искусства — бывшему центру Сороса, и был заключен контракт между Министерством культуры и Ежи Онухом,директором Центра современного искусства в Киеве. Ежи Онух не гражданин Украины — он гражданин Канады и Польши. Директорами киевского Центра современного искусства ни разу не были граждане Украины — как-то не нашлось… Вначале была американка Марта Кузьма, а затем — Ежи Онух.

— Он отвечал за выбор участников биеннале?
— Онух отобрал участников, которые мне очень нравились. Это шокирующие художники,основавшие во Львове фонд «Захер Мазоха», поэтому их называли «мазохисты». У них был интересный проект, который конечно, привлек бы внимание. Это был спорный проект, как любой проект современного искусства, впрочем, как и любого искусства сегодня. И вдруг из сообщений СМИ Онух узнал, что он уже — не куратор. Группа художников, которых не взяли (в том числе, и получавшие соросовские гранты), стали обвинять его в «западничестве». В итоге первый украинский проект на Венецианской биеннале проходил в палатке, а не в национальном павильоне.

Справка Артхива: Фонд Мазоха — львовская арт-группа, появившаяся в 1991 году. Названая в честь уроженца Львова, австрийского писателя Леопольда фон Захер-Мазоха,основной тематикой своей деятельности группа провозглашала остросоциальные проблемы современного общества. Основали ее художники Игорь Подольчак и Игорь Дюрич (при участии режиссера Романа Виктюка). Фонд Мазоха в 1993 году организовал первую в истории художественную выставку в космосе. С этим проектом Украина впервые приняла участие в Бразильской биеннале.

 

Проект «Лучшие художники 20-го века» (2001, The Best Artists of the 20th Century), о котором идет речь в интервью, был воистину скандальным: на произведениях были представлены знаковые личности в истории, включая Гитлера, Саддама Хусейна, Зигмунда Фрейда,серийных убийц (Альберта Де Сальво и Джеффри Дамера), террористку (Ульриа Майнхоф)…

 

Самыми «безобидными» на их фоне были Бонни и Клайд (альбом свадебных фото). Персонажи проекта были представлены не только художественными произведениями,но и брендами своего имени с рекламой своей продукции (Саддам Хусейн — духи, Кох — кожгалантерея, Молотов — прохладительные напитки и т. д.). Проект был отклонен и в Италию не отправился, а, будучи показанным 14 сентября в «The Lux Gallery» (Лондон), вызвал протесты: в 2001 году после 11 сентября — и среди «лучших художников 20-го века» фигурирует террористка Ульрике Майнхоф! Выставку закрыли на неделю раньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— А как обстоит дело в настоящее время?
— В 2014 году, в связи с бурными политическими событиями, о биеннале забыли. Спохватились летом, когда было утверждено новое руководство Министерства культуры. А в начале октября уже нужно было ехать в Венецию и представлять украинский проект. Министерство культуры решило само выступить комиссаром и предложило трех сокураторов. Это Бьорн Гельдхоф — куратор PinchukArtCentre. У него были уже свои собственные проекты, в том числе и в Венеции. Кроме того, PinchukArtCentre — это специфическая институция, которая занимается современным искусством. Второй сокуратор — это Оксана Баршинова, старший научный сотрудник отдела искусства ХХ — начала ХХІ веков Национального художественного музея Украины. И третий сокуратор — я. Меня, я думаю, выбрали, потому что я был когда-то директором Соросовского центра современного искусства в Одессе, но, главное, видимо, то, что я в 2013 году стал сокуратором Одесской биеннале современного искусства. Но вначале Бьорн Гельдхоф отказался от сокураторства, ввиду своей занятости. Вообще, все еще может измениться в последний момент…
 

— В этом году биеннале начинают на месяц раньше, и она продлится уже не полгода, а семь месяцев — с 9 мая по 22 ноября. Что происходит за это время? Выставки так долго держатся?
— Именно все это время и проходят выставки. До начала биеннале (в этом году — с 6 по 8 мая) проходит «превью», когда доступ в павильоны — только по пригласительным билетам, для специалистов. Происходит предоткрытие: уважаемые гости обходят все павильоны, и проводится конкурс, по результатам которого раздаются призы. В это же время — первую неделю-две проходят перфомансы, а иногда перфомансы проводятся и в последующее время. А все остальное время выставочные павильоны посещают обычные люди. Средняя посещаемость каждого павильона за этот период — около 40−50 тысяч человек.

 

Джоана Васконцелос — инсталляция «Мир принадлежит тебе». В 2013 г. она одна представляла Португалию

— Современное искусство вышло за рамки визуального отображения мира и стало социальным процессом. Биеннале — это не только фестиваль искусства, но и форум. В этом году тема биеннале All The World’s Futures. Интересная игра слов — все «будущие» мира, а также — все будущие контракты, проекты. А одна из подтем — «Капитал: устное чтение». Почему опять такое внимание «Капиталу»?
— «All The World’s Futures» можно перевести и таким образом: все миры будущего. Понятно, что все миры разные. Если говорить о фьютчерсах, то это очень большая,интересная тема — о краткосрочности наших планов. Мир очень быстро меняется,и в этом есть и плюсы, и минусы…

 

— Но почему «Капитал» Карла Маркса стал«будущим»?

— В цивилизованном пространстве он никогда и не уходил. Это для нас Маркс-Энгельс-Ленин — рlusquamperfekt — давно ушедшее прошлое. На Западе левая идея не совпадает с советской идеологией, и она не только не умирала, но, особенно после Второй мировой войны, была чрезвычайно актуальна.

 

 

 

 

 

 

— …Значительная часть гуманитариев — левая, и задача гуманитариев — это критический взгляд на существующую ситуацию. И в том числе — критический взгляд на капитал через призму «Капитала». Это не только каноническая составляющая,но и социология, психология и прочее, прочее…

— То есть Венецианская биеннале из комплекса выставок превратилось в такой международный форум. И вообще, получается, что современное искусство взяло на себя миссию думать о судьбах мира…
— Я считаю, искусство всегда брало на себя обязательство думать о судьбах мира. Проблема в том, что современное искусство — это всегда что-то на гребне волны: нечто между тем, что уже принято считать искусством и тем, что, в общем-то, еще не является искусством. И, конечно, существует опасность потерять вообще этот «гребень» и превратиться в «неискусство». Очень острый интерес к социальной проблематике — это, то, что присуще современному искусству.
В нашем постсоветском пространстве на все это, конечно, другой взгляд, потому что долгое время такая ангажированность у нас была только в одном варианте, и это,естественно, выработало у нас устойчивое неприятие любой социальной ангажированности.

 

На Венецианской биеннале современного искусства в 2013 году США представляла художница Сара Зе (Sarah Sze), известная своими инсталляциями из бытовых предметов. Она «обыграла» архитектурные особенности павильона США, построенного в 1930-х годах.

— «Предметы» современного искусства — это зачастую инсталляции,перфомансы — их на стенку не повесишь: «экспонат» как бы просуществовал на выставке и исчез. Может ли он стать приобретением коллекционера, музея?

— В том мире, где существуют музеи, галереи современного искусства — конечно да. И так оно и происходит. Перфоманс тоже коллекционируется! Он документируется.

— То есть, существует на бумаге? Некое описание?
— Ну почему же на бумаге? А видеосъемка? Вот сейчас в Киеве происходит выставка под названием «Референдум о выходе из состава человечества». И там есть видеозапись очень старого перфоманса. Был такой Дмитрий Александрович Пригов — поэт, художник. Он сделал замечательный перфоманс: домашняя обстановка, Пригов сидит в кресле,на руках у него кошка, и он говорит: «Киса, скажи: Россия. Нет, ну скажи…» Этот перфоманс был задокументирован, получил дополнительные значения, коннотации… Он есть в Интернете, но для того чтобы его показывать в публичном пространстве,организаторы выставки брали разрешение у семьи Пригова. И в принципе, если музей или галерея хочет это приобрести, это продается.

— Я вспомнила еще один пример таких приобретений: в Одесском музее современного искусства есть писсуар с крыльями…

— Да, писсуар с крыльями приобретен музеем. Он был показан Александром Ройтбурдом на выставке в 1994 году в Одессе. Кстати, этот экспонат был сначала приобретен в Царицынскую коллекцию (отдел современного искусства Третьяковской галереи). Они взяли две работы одесских авторов с той выставки. А в одесском музее выставляется так называемая «реконструкция». То есть, был куплен современный писсуар, сделаны крылья… Это не Ройтбурд покупал писсуар, и не Ройтбурд делал крылья — было приобретено право на то, что это произведение является частью коллекции музея современного искусства.

 

— И что это за «птица» — с писсуаром?
— Если вкратце, то Марсель Дюшан в 1917 году выставил в галерее обычный, «без ничего», писсуар под названием «Фонтан». Под ним была подпись «Matt» — дурак, шут. В данном случае произведением искусства являлся не сам писсуар, а игра контекстов — когда обычную бытовую, даже низовую, вещь из одного контекста переносят в другой. Вот этот перенос — это и было фактом искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- …По сути то же самое делает Александр Ройтбурд: уже имея в контексте мирового искусства «Фонтан» Дюшана, он приделывает ему крылья, что придает ему новый смысл,и называет его «Птица». Здесь возможен целый веер интерпретаций. Ну, хотя бы один: с точки зрения подавляющего большинства, в том числе представителей самых различных «авангардов» — в 1917 году это была дурацкая выходка, как и весь дадаизм. Это был скандал, а не искусство! А к 1994-му году в мире работа с контекстом, по сути,академизировалась. Вот эти «академические» крылья — это знак некой ангеличности. Все эти античные фигуры, боги, богини… И воспарение писсуара, вознесение его в некий эталон — что ж, здесь есть элемент уважения!

 

 

— Возвращаясь к теме грядущего форума в Италии, можете ли вы раскрыть тайну — кто представляет Украину на Венецианской биеннале?

- Пока нельзя. Когда «вылетел» из команды Бьорн, мы с Оксаной остались вдвоем и должны были отобрать самые малозатратные варианты, так как вместе с Бьорном лишились и поддержки PinchukArtCentre. Мы отобрали трех авторов, плюс я рассчитывал еще на одного одесского автора с видеоработой. Теперь Бьорн Гельдхоф и PinchukArtCentre возвращаются, и я надеюсь, что ими будет подписан договор с Министерством культуры. Естественно, тогда Бьорн становится главным куратором. Я могу сказать лишь то, что основной выбор будет производиться из молодых художников,которые уже известны европейской публике.

 — Это принципиально — молодые?
— Нет. Это каждый куратор решает по-своему, могут быть и классики.

 — Михаил, а вы можете назвать хотя бы несколько имен наиболее ярких представителей современного искусства в Украине?
— Я могу назвать тех трех художников, которых мы с Оксаной Баршиновой выбрали до возвращения Бьорна (с возвращением Бьорна, возглавившего кураторскую группу,состав участников претерпел значительные изменения). Это — Никита Кадан (из Киева), который вместе с группой Р.Э.П. (Революционное Экспериментальное Пространство) получил признание во время Оранжевой революции. Это — искусство, близкое к активизму — активная ангажированная позиция. Второй художник — из Харькова, — Мыкола Ридный. Но не один, а с известным писателем Сергеем Жаданом: они представляют совместный проект «Слепое пятно». Речь идет о том, что во время глада,мора и войны что-то происходит с нашим зрением, что-то затемняется, и взгляд становится очень узким. Для меня была важна эта интердисциплинарность — литература и визуальное искусство.

 

 

 

 

 

— …И третья — Влада Рако и ее так называемый «Киевский дневник» (такие листочки, небольшие, с картинками). Мы считаем ее одним из наиболее сильных художников Украины сегодня. Она очень сильная, может, даже брутальная, но это все-таки женский взгляд, а не мужской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 — В Одесском музее современного искусства была выставка «Белка и Стрелка». Там были какие-то коллажи, газетные вырезки, записки — как вы считаете, эти«произведения искусства» будут актуальны и через 100 лет?


— Если это настоящее произведение искусства, то оно может приобретать новые смыслы. Актуальность? — не знаю… Меня всего переворачивает, когда говорят, что Рембрандт неактуален. Не техника и не материал определяют качество и уровень работ. Есть форма презентации. Сам факт искусства возникает на высоком уровне тогда, когда форма предъявления и содержание совпадают гармонично, или же наоборот — сознательно дисгармонично.

М. Рашковецкий проводит семинар «Хороший кураторский проект» в Одесском музее западного и восточного искусства. На экране — работа легендарного харьковского художника Бориса Михайлова из серии «Я не я». Впервые в музейном пространстве эта серия была показана в Одессе в 1994 г. (в рамках проекта«Свободная зона», где М. Рашковецкий был куратором).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сделать коллаж, который остается в истории искусства и оказывает влияние, не менее сложно, чем, скажем, написать хорошую картину в классической технике. А бывает,и более сложно. Был такой очень хороший художник, звали его Матисс — тот самый,которого когда-то ругали Репин со Стасовым. Мол, пришел какой-то Матиссе, махнул ослиным хвостом и получилось искусство. Замечательный живописец, который к концу жизни делал коллажи — он делал их и для грампластинок, и для монументальных работ. Это совершенно замечательные, гениальные вещи, во многом являющиеся определенной предтечей поп-арта, который появился гораздо позже, а матиссовские«бумаги» — это сороковой год. Эти работы сейчас очень дорого стоят. Там очень важна форма. Вообще, каждый материал требует своей формы, не бывает бесформенности! Даже «невидимость» должна быть так или иначе репрезентирована в той или иной форме.

                                                                    

 

Что ж, наш собеседник умеет озадачить и направить мысли в неожиданное русло. Мы желаем удачи всем участникам и их проектам и благодарим Михаила Рашковецкого за подробный «венецианский» экскурс. Теперь тем более интересно узнать, какие сюрпризы подготовила арт-публике Венецианская биеннале — 2015.

Автор: Инна Лостман

комментарии
Календарь
21/09

                                             «Амбівалентність». Віктор ...

21/09

«Спогад про Санторіні»   Виставка «Спогад про Санторіні» - це відлуння 10-річного «санторінського» періоду життя українського художника Сергія Олексюка. 12 ...

24/09

Галерея 83 представляє персональну виставку “Той, що зникає” Дмитра Просвєтова. “Той, що зникає”- друга персональна виставка автора, що складається з трьох частин. Перша- це ...

ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Проверочный код *
Восстановить пароль
Для восстановления пароля введите адрес электронной почты, указанный Вами при регистрации. Вам будет отправлено письмо с дальнейшими рекомендациями.
Если у Вас возникли вопросы, свяжитесь с нами по телефону: 044-331-51-21
Авторизация
Регистрация
* Обязательно для регистрации на ресурсе
** Обязательно для выставления лотов
Пароль должен иметь длину не менее шести знаков; содержать комбинацию как минимум из трех указанных ниже знаков: прописные буквы, строчные буквы, цифры, знаки препинания; не должен содержать имени пользователя или экранного имени.
Проверочный код
правила ресурса *
условия аукциона **